Биологическое явление объясняет реализацию у ребенка генетических данных от предков на морфологической, физиологической, биохимической стадиях становления.
Онтогенез раскрывает, как формируются основные структуры в детской психике - его сознание и личность.
Изначально, когда ученые стали рассматривать онтогенез, как научный предмет, он вызвал много споров. Теоретики не могли прийти к единому мнению, каким способом на чистую душу ребенка влияет его окружение.
Как личность формируется под влиянием общества, социальных групп и зависит:
- от воспитания;
- образования;
- друзей.
Не остался бесспорным вопрос, что события и жизненные ситуации делают людей:
- злыми или добрыми;
- плохими, хорошими;
- честными, лживыми.
Ученые выдвинули и такое определение в становлении личности, как:
- генетический фактор;
- наследственность.
Психику человека создают гены, переданные от родителей, а в ходе процесса окружающая среда минимально или совсем не влияет. По их утверждениям, человек растет и развивается по законам природы. В эту область не стоит вмешиваться сторонним силам.
Для справки:
Только психологи настоящего времени установили, что понятие онтогенеза можно рассматривать комплексно. Спор, относительно первичных составляющих в виде генетики или влияния среды, является бессмысленным.
Сознание человека, его поведенческие факторы создаются:
- внешней средой;
- внутренними характеристиками индивидуума;
- условиями, в которых растет ребенок;
- наследственностью;
- способностью реализовать собственные фантазии под запретами и нормами поведения в обществе.
Простыми словами выводы доказывают сложный процесс становления людей во время их созревания и социализации, на которые одинаково влияют психологические и биологические признаки.
Сколько бы ни спорили великие умы науки, человеческая психика остается единственной, неповторимой формой во всем животном мире. Изучение её онтогенеза, ясность в законах, развитие сознательного организма дает понятие в регулировании поведения человека в обществе.
Люди меняются в зависимости от возраста в процессе:
- роста;
- созревания;
- развития;
- старения.
Универсальные возрастные процессы создают фундамент для формирования индивидуальных различий.
Вне зависимости от смены поколений происходит одинаковый поворот:
- с младенчества до подросткового возраста на ребенка принудительно влияют взрослые, растят и учат;
- на следующем этапе происходит личностная самореализация, социализация с помощью старших;
- молодость, самый продуктивный период проходит, круг стремительно катится вниз к фазе старения.
Это интересно:
Личность каждого человека развивается в том же порядке, что и история человечества. Археологи, палеонтологи, антропологи в течение длительного времени занимались доказательством относительно тесной связи детства, юности, зрелости общества в историческом формате, рамках онтогенеза целых поколений. Социализация тоже проходит по аналогичным стадиям.
Кратко – психологическое становление всего человечества и отдельных индивидуумов совершенствуется по одинаковой схеме.
Несмотря на то, что душа человека – потемки, психологи проследили образование, реакцию на события эмоциями.
В каждом возрастном периоде свои отличительные черты:
- до года люди живут по предоставленным природой инстинктам, где пищевой преобладает над остальными;
- в течение 3 лет ребенок определяется, что такое хорошо и плохо, формирует свои привязанности к маме, няне;
- основные эмоции проявляются и создаются до подросткового периода, зависят от физиологического состояния, выражают самостоятельную психическую характеристику;
- после окончательного взросления, у каждого это осуществляется в разное время, происходит формирование высших эмоций, создается способность к управлению, контролю и скрытию их в зависимости от события.
Психика человека такая сложная область, в создании которой, воспитании принимают участие внутренние, внешние факторы и весь спектр чувств.
С явлением онтогенеза человек встречается с первых дней своей жизни. Поэтому каждый факт в его судьбе будет служить примером. Если перевести с греческого непонятный термин, он означает зарождение сущего. Что само по себе говорит обо всех преобразованиях живого организма, начиная от оплодотворения и до смерти.
Это понятие включает разные типы онтогенеза, но человек, как высшее существо в мировом пространстве, относится к внутриутробному, которым наделены все млекопитающие.
На эмбриональной стадии эмбриогенез имеет разделение, в нем происходят следующие процессы:
- 2 половые клетки сливаются в момент оплодотворения, родительские гены комбинируются и зарождается ребенок;
- в клетках начинаются митотические деления до образования бластомер, они преобразуются в бластулу - пузырчатое образование или зародыш;
- на стадии гаструляции зародышевый пузырь обрастает слоями - мезодермами;
- во время нейруляции некоторые эктодермальные клетки отделяются, образуя своеобразный нервный слой, который смыкается, оставшиеся преобразуются в нервный гребень.
- в период гистогенеза создаются и восстанавливаются ткани – нервные, мышечные.
- при завершении органогенеза происходит развитие остальных органов.
На последней постэмбриональной ступени происходят разные преобразования в организме до самой остановки сердца. Эту стадию отличает продолжительность, превышающая все этапы развития.
Важно!
Формирование психического состояния, здоровья ребенка начинается с момента оплодотворения, поэтому будущих мам берегут, врачи не рекомендуют тревожить их сознание негативными событиями.
При внутриутробном онтогенезе плод тесно связан с матерью. Через нее происходит обеспечение жизненных функций, яйцеклетка не в состоянии насыщать питательными материалами. Механизмом, связывающим роженицу с плодом, служит плацента, она формируется в течение 100 суток, активно вещества начинают поступать через 5 месяцев. Зародышевая оболочка поддерживает жизнь и защищает. Рождением ребенка завершается этот период.
Младенец с первых дней нуждается в полноценном уходе, вскармливании грудным молоком. Доказано, что тревога кормилицы передается малышу, он начинает беспокойно вести себя.
Психологическая наука во все времена пытается ответить, что движет людьми, чтобы добиваться высочайшей степени развития, заставляет постоянно совершенствоваться, накапливать знания и по-разному реагировать на одни и те же события. Наблюдая онтогенез ученые обнаружили как в мире все связано. На личность, становление характера, совершение поступков в обществе и семье влияют методы воспитания, среда обитания, место работы и проживания.
Не обязательно быть ученым, чтобы заметить, если женщина во время беременности вела беспокойный образ жизни, таким же родится ребенок. Родители, наделенные вредными привычками, редко не передают своих пристрастий потомкам. О какой психике можно говорить с алкоголиком и наркоманом, если она изначально разрушена, а генную инженерию даже скептики не могут отменить.
Среди теоретиков появились последователи Фрейда. Основатель психоанализа утверждал, что онтогенез, это в психологии закономерные стремления человека получать одни удовольствия, только запреты его сдерживают не совершать проступки.
А что думает общество нашего государства? Часто ли возникает желание следовать жизненным реалиям, самостоятельно попытаться обуздать собственную психику, опровергнуть фрейдистские теории, относительно безвольного течения по реке судьбы, использовать трудную смену направления? Даже, если воспитание прошло в неблагополучных условиях и часто рядом оказывался контингент из криминальных элементов.