При дизорфографии дети не в состоянии запомнить и понять орфографические правила, правильно применять их. Причем, разговорная речь и интеллект находятся на нормальном уровне. Иногда дизорфография возникает вследствие нарушений речи и общего недоразвития личности.
Если человек не в состоянии грамотно изложить собственные мысли на бумаге, то для него становится проблемой достижение успеха на профессиональном поприще. Ежегодно количество детей с нарушениями письма увеличивается.
Ребенок с дизорфографией может в одном диктанте допустить до 90 ошибок. Причем он не видит недочетов, поэтому и исправить ошибки для него становится невозможно, хотя и знает правила наизусть. Специалисты считают, что в данной ситуации у ребенка нет орфографической «зоркости».
Возможно ли исправить проблему дизорфографии и помочь школьнику? Следует разобраться с этим детально.
Моя орфография повергла отца в транс. Как-то я сделал четыре ошибки в слове «революция». И отец произнес знаменательную фразу: «Ничего не поделаешь. Он умрет под забором».
Сальвадор Дали
Дизорфографией называют нарушения письменной речи. Ошибки у школьников начинают появляться в конце второго класса и в более старшем возрасте.
Именно в этот период школьники осваивают правила русского языка, знакомятся с основными принципами правописания, начинают применять на письме правила грамматики.
Следует знать!
Специалисты проводили многочисленные исследования, в которых было выявлено, что дизорфографией страдают 80% учащихся вторых классов, 90% третьеклассников и более старших учащихся. Данная проблема является основной причиной неуспеваемости по изучению родного языка, оказывает негативное влияние на развитие личности и приводит к отсутствию адаптации в школе, поэтому следует обязательно устранять дизорфографию.
Дизорфография имеет разные проявления и степени тяжести, поэтому и подходить к ее коррекции следует грамотно.
Логопедия выделяет определенные классификации при нарушениях грамотности школьников и выраженности отклонения:
- Морфологическая дизорфография подразумевает допущение постоянных множественных ошибок во время написания сложных слов. Школьник не в состоянии применить правило к сложному слову. Это напрямую относится к написанию безударных гласных и сдвоенных согласных.
- Синтаксическая дизорфография возникает при допущении частых ошибок в определении и обозначении связи в предложении. Школьник не понимает, где должны находиться знаки препинания.
- Смешанная дизорфография отмечается наличием грамматических и пунктуационных ошибок, которые школьник не может самостоятельно исправить.
Также имеется несколько степеней тяжести дизорфографии, которые зависят от количества допущенных ошибок:
- легкая степень - в письменной работе около 20% ошибок в орфографии, школьник справляется с заданиями на высоком и среднем уровне;
- средняя степень - ошибок в письменной работе около 30%, все задания выполнены на среднем уровне;
- тяжелая степень - в работе около 50% ошибок, задания выполняются на низком уровне.
Расстройство в дошкольном возрасте может проявиться при недостаточном развитии речи, функциональной дисплазии и дизартрии. Также заболевание может произойти по причине родовых травм и нарушений в мозге, поражении центральной нервной системы.
Если в дошкольном возрасте ребенок постоянно болеет, то тоже находится в группе риска. Заболевание может обнаружиться у детей, которые в раннем возрасте пошли в школу и еще не в состоянии усвоить программу обучения.
Важно!
Дизорфография может проявиться при слишком большой загруженности ученика занятиями. Его мозг перестает воспринимать нужную информацию, не может сосредоточиться на выполнении определенной задачи.
Специалисты отмечают многообразие и неоднородность признаков нарушений письменной речи. Логопеды рассматривают проблему в комплексе, учитывают педагогическую, медицинскую и психологическую точку зрения.
Можно выделить несколько групп факторов нарушений:
- Нарушение письменной и устной речи. В дошкольном возрасте у таких детей нередко можно отметить дизартрию и дислалию, а при поступлении в школу у ребенка недоразвитая речь.
- Тяжелый соматический статус. У таких детей можно выявить поражение центральной нервной системы, что провоцирует трудности в процессе обучения. Также в группу риска входят постоянно болеющие дети дошкольного возраста.
- Незрелость. Она проявляется в самом начале обучения в возрасте 6,5 лет. Мозг в этом возрасте еще не успел подготовиться и созреть до освоения школьной программы. Также спровоцировать проблему может психосоматическая ослабленность или педагогическая запущенность.
Родители отмечают признаки дизорфографии чаще всего во втором классе. Ошибки на письме возникают постоянно, причем в третьем и четвертом классе их становится все больше. Связано это с недостаточным усвоением предыдущего материала, усложнением письменных оборотов, появлением сочинений и изложений. Дети не в состоянии усвоить на оптимальном уровне программу русского языка.
Школьники с симптомами дизорфографии нередко стремятся выучить правила, прекрасно знают их, но не могут применять на практике и объяснить своими словами. Они не в состоянии провести морфологический анализ, не могут разделить слово на части, выделить предлоги и приставки, суффиксы и корни. Лексика таких школьников ограничена, они пытаются подобрать только однокоренные слова для проверки правописания, в итоге допускают еще больше ошибок.
Следует знать!
Наиболее распространенными ошибками при дизорфографии являются неправильный перенос слова, невозможность разделить его по слогам, неверное написание двойных согласных и безударных гласных, невозможность употреблять твердый и мягкий знак на письме. Ученики не могут распознать орфограммы, поэтому и правила родного языка для их проверки не используют.
Школьный логопед должен своевременно выявить детей с дизорфографией. В начале учебного года специалисту требуется обследовать каждого ученика в начальной школе, причем следует провести анализ не только устной речи и интеллекта, но и письменной работы.
При диагностике логопеда нужно оценить уровень осознания речи, владения устной речью, нормы грамматики, произношения звуков, структуры слов и их количества. Во время изучения письменных работ логопеду нужно обратить внимание на грамматические ошибки, их количество и ведущие из них, определить тяжесть нарушений. Также диагностику проводит школьный психолог.
Сначала дизорфографию нужно отличить от дисграфии, в которую входит нарушение фонетических принципов письменной речи. Также трудности в применении правил родного языка могут быть по причине частых болезней детей и пропусков школьной программы, запущенностью педагогов, переводом ребенка в другую школу, к другому учителю или программе. В таких ситуациях рекомендуется провести дополнительные занятия с преподавателем, пройти индивидуальный курс обучения и усвоить правила.
Нам, филологам, было, конечно, всегда понятно, что орфография есть вещь условная и меняющаяся во времени; но широкие круги грамотных людей считали её покоящейся на каких-то незыблемых основаниях.
Лев Владимирович Щерба
Занятия с логопедом подразумевают оказание помощи ребенку в овладении и понимании морфологических и традиционных норм родного языка. Коррекционная работа должна начинаться во время обучения в начальной школе.
Занятия могут проводиться индивидуально, в присутствии группы или фронтально, в процессе следует охватывать несколько направлений, среди которых выделяются:
- Совершенствование фонетики, уточнение техники произношения звуков, развитие слуха и его восприятия, анализа произношения слов и синтеза, работа с ударениями. В процессе работы логопеда с ребенком стоит задача научить школьника владеть словами и буквами, проводить анализ.
- Разнообразие лексики. Работа с лексикой направлена на обогащение запаса слов, уточнение их значения, формирование знаний оперирования словами в процессе разговора. Логопед обучает синонимам, антонимам, фразеологизмам и другим лексическим оборотам.
- Усвоение грамоты. Данные занятия подразумевают изучение характеристик всех частей речи, что помогает сформировать навыки изменения слов в процессе разговора, умение составлять рассказы.
- Образование слов. Коррекция на этом этапе происходит путем объяснения ребенку моделей образования слов при помощи суффиксов, приставок, окончаний. Во время занятий главной целью становится формирование выделения у слов общего корня. В дальнейшем ребенок в состоянии самостоятельно анализировать слово и использовать различные правила родного языка.
- Развитие понятия синтаксис. Специалист проводит занятия при синтаксических и смешенных формах. Школьник учится работать с предложениями, определять их структуру, выделять главные и второстепенные члены, расставлять знаки препинания.
- Развитие самостоятельного контроля орфографии. Подразумевает закрепление правил родного языка и формирование умения использовать орфограммы и находить ошибки, применять правила.
Важно!
Параллельно с корректирующими занятиями нужно обязательно проводить работу по развитию речи и слуха, зрительной памяти, внимательности, языковому мышлению, аналитической и синтетической деятельности. Все эти процессы играют огромную роль в усвоении письменных принципов, формируют самостоятельный контроль в процессе усвоения школьной программы и деятельности.
Родители и преподаватели ответственны за предупреждение расстройств и не усваивание школьной программы. Семья обязана обеспечить для ребенка оптимальное физическое развитие, психологическое спокойствие и благополучие, благоприятные условия для формирования психики.
Все без исключения речевые проблемы следует устранить до поступления в школу ребенка или в процессе первого года обучения, в противном случае школьник обязательно столкнется с различными психологическими дефектами и трудностями в учебе.
Огромную роль в нарушении письменной речи играет совместная работа с ребенком школьного учителя, психолога, логопеда и родителей. При своевременно начатой систематической коррекции дизорфографии можно преодолеть проблему и полностью ликвидировать ее, справиться с дальнейшим изучением школьной программы и нового материала.
Родители обязаны обеспечить ребенку оптимальные условия для развития личности, благоприятный психологический климат в процессе коррекции дизорфографии при ее обнаружении. Школьнику и так приходится нелегко в этой ситуации, он постоянно пребывает в негативном настроении, поэтому взрослым нужно обеспечивать ему поддержку и понимание.
Не следует ругать за ошибки в речи и письме, нужно подсказывать, как делать правильно. В противном случае ребенок уйдет в себя, замкнется, перестанет общаться не только со взрослыми, но и в школьном коллективе, а развитие речи значительно замедлится, перестанет обогащаться и совершенствоваться. В итоге возникнут проблемы с социальной и коллективной адаптацией в будущем.
Важно проявить максимум терпения и снисходительности для ликвидации такой проблемы, как дизорфография. А что по этому поводу думают читатели? Ждем мнений и комментариев, а, возможно, и описания реальных случаев из жизни.