Дизорфография подразумевает неумение использовать при письме правила языка. Причем интеллектуальные способности ребенка могут оцениваться достаточно высоко.

При дизорфографии дети не в состоянии запомнить и понять орфографические правила, правильно применять их. Причем, разговорная речь и интеллект находятся на нормальном уровне. Иногда дизорфография возникает вследствие нарушений речи и общего недоразвития личности.

Если человек не в состоянии грамотно изложить собственные мысли на бумаге, то для него становится проблемой достижение успеха на профессиональном поприще. Ежегодно количество детей с нарушениями письма увеличивается.

Ребенок с дизорфографией может в одном диктанте допустить до 90 ошибок. Причем он не видит недочетов, поэтому и исправить ошибки для него становится невозможно, хотя и знает правила наизусть. Специалисты считают, что в данной ситуации у ребенка нет орфографической «зоркости».

Возможно ли исправить проблему дизорфографии и помочь школьнику? Следует разобраться с этим детально.
Дизорфография - Что Это За Болезнь?
Дизорфография - Что Это За Болезнь?
Моя орфография повергла отца в транс. Как-то я сделал четыре ошибки в слове «революция». И отец произнес знаменательную фразу: «Ничего не поделаешь. Он умрет под забором».
Сальвадор Дали

Суть проблемы

Дизорфографией называют нарушения письменной речи. Ошибки у школьников начинают появляться в конце второго класса и в более старшем возрасте.

Именно в этот период школьники осваивают правила русского языка, знакомятся с основными принципами правописания, начинают применять на письме правила грамматики.

Следует знать!
Специалисты проводили многочисленные исследования, в которых было выявлено, что дизорфографией страдают 80% учащихся вторых классов, 90% третьеклассников и более старших учащихся. Данная проблема является основной причиной неуспеваемости по изучению родного языка, оказывает негативное влияние на развитие личности и приводит к отсутствию адаптации в школе, поэтому следует обязательно устранять дизорфографию.


Виды дизорфографии

Дизорфография имеет разные проявления и степени тяжести, поэтому и подходить к ее коррекции следует грамотно.

Логопедия выделяет определенные классификации при нарушениях грамотности школьников и выраженности отклонения:
  1. Морфологическая дизорфография подразумевает допущение постоянных множественных ошибок во время написания сложных слов. Школьник не в состоянии применить правило к сложному слову. Это напрямую относится к написанию безударных гласных и сдвоенных согласных.
  2. Синтаксическая дизорфография возникает при допущении частых ошибок в определении и обозначении связи в предложении. Школьник не понимает, где должны находиться знаки препинания.
  3. Смешанная дизорфография отмечается наличием грамматических и пунктуационных ошибок, которые школьник не может самостоятельно исправить.

Также имеется несколько степеней тяжести дизорфографии, которые зависят от количества допущенных ошибок:
  • легкая степень - в письменной работе около 20% ошибок в орфографии, школьник справляется с заданиями на высоком и среднем уровне;
  • средняя степень - ошибок в письменной работе около 30%, все задания выполнены на среднем уровне;
  • тяжелая степень - в работе около 50% ошибок, задания выполняются на низком уровне.

Основные причины проявления

Расстройство в дошкольном возрасте может проявиться при недостаточном развитии речи, функциональной дисплазии и дизартрии. Также заболевание может произойти по причине родовых травм и нарушений в мозге, поражении центральной нервной системы.

Если в дошкольном возрасте ребенок постоянно болеет, то тоже находится в группе риска. Заболевание может обнаружиться у детей, которые в раннем возрасте пошли в школу и еще не в состоянии усвоить программу обучения.

Важно!
Дизорфография может проявиться при слишком большой загруженности ученика занятиями. Его мозг перестает воспринимать нужную информацию, не может сосредоточиться на выполнении определенной задачи.


Распространенные признаки дефекта

Специалисты отмечают многообразие и неоднородность признаков нарушений письменной речи. Логопеды рассматривают проблему в комплексе, учитывают педагогическую, медицинскую и психологическую точку зрения.

Можно выделить несколько групп факторов нарушений:
  1. Нарушение письменной и устной речи. В дошкольном возрасте у таких детей нередко можно отметить дизартрию и дислалию, а при поступлении в школу у ребенка недоразвитая речь.
  2. Тяжелый соматический статус. У таких детей можно выявить поражение центральной нервной системы, что провоцирует трудности в процессе обучения. Также в группу риска входят постоянно болеющие дети дошкольного возраста.
  3. Незрелость. Она проявляется в самом начале обучения в возрасте 6,5 лет. Мозг в этом возрасте еще не успел подготовиться и созреть до освоения школьной программы. Также спровоцировать проблему может психосоматическая ослабленность или педагогическая запущенность.

Симптоматика заболевания у школьников

Одна из проблем в школьном возрасте - Дизорфография
Одна из проблем в школьном возрасте - Дизорфография
Родители отмечают признаки дизорфографии чаще всего во втором классе. Ошибки на письме возникают постоянно, причем в третьем и четвертом классе их становится все больше. Связано это с недостаточным усвоением предыдущего материала, усложнением письменных оборотов, появлением сочинений и изложений. Дети не в состоянии усвоить на оптимальном уровне программу русского языка.

Школьники с симптомами дизорфографии нередко стремятся выучить правила, прекрасно знают их, но не могут применять на практике и объяснить своими словами. Они не в состоянии провести морфологический анализ, не могут разделить слово на части, выделить предлоги и приставки, суффиксы и корни. Лексика таких школьников ограничена, они пытаются подобрать только однокоренные слова для проверки правописания, в итоге допускают еще больше ошибок.

Следует знать!
Наиболее распространенными ошибками при дизорфографии являются неправильный перенос слова, невозможность разделить его по слогам, неверное написание двойных согласных и безударных гласных, невозможность употреблять твердый и мягкий знак на письме. Ученики не могут распознать орфограммы, поэтому и правила родного языка для их проверки не используют.


Диагностика заболевания

Школьный логопед должен своевременно выявить детей с дизорфографией. В начале учебного года специалисту требуется обследовать каждого ученика в начальной школе, причем следует провести анализ не только устной речи и интеллекта, но и письменной работы.

При диагностике логопеда нужно оценить уровень осознания речи, владения устной речью, нормы грамматики, произношения звуков, структуры слов и их количества. Во время изучения письменных работ логопеду нужно обратить внимание на грамматические ошибки, их количество и ведущие из них, определить тяжесть нарушений. Также диагностику проводит школьный психолог.

Сначала дизорфографию нужно отличить от дисграфии, в которую входит нарушение фонетических принципов письменной речи. Также трудности в применении правил родного языка могут быть по причине частых болезней детей и пропусков школьной программы, запущенностью педагогов, переводом ребенка в другую школу, к другому учителю или программе. В таких ситуациях рекомендуется провести дополнительные занятия с преподавателем, пройти индивидуальный курс обучения и усвоить правила.
Нам, филологам, было, конечно, всегда понятно, что орфография есть вещь условная и меняющаяся во времени; но широкие круги грамотных людей считали её покоящейся на каких-то незыблемых основаниях.
Лев Владимирович Щерба

Коррекция дефекта

Занятия с логопедом подразумевают оказание помощи ребенку в овладении и понимании морфологических и традиционных норм родного языка. Коррекционная работа должна начинаться во время обучения в начальной школе.

Занятия могут проводиться индивидуально, в присутствии группы или фронтально, в процессе следует охватывать несколько направлений, среди которых выделяются:
  1. Совершенствование фонетики, уточнение техники произношения звуков, развитие слуха и его восприятия, анализа произношения слов и синтеза, работа с ударениями. В процессе работы логопеда с ребенком стоит задача научить школьника владеть словами и буквами, проводить анализ.
  2. Разнообразие лексики. Работа с лексикой направлена на обогащение запаса слов, уточнение их значения, формирование знаний оперирования словами в процессе разговора. Логопед обучает синонимам, антонимам, фразеологизмам и другим лексическим оборотам.
  3. Усвоение грамоты. Данные занятия подразумевают изучение характеристик всех частей речи, что помогает сформировать навыки изменения слов в процессе разговора, умение составлять рассказы.
  4. Образование слов. Коррекция на этом этапе происходит путем объяснения ребенку моделей образования слов при помощи суффиксов, приставок, окончаний. Во время занятий главной целью становится формирование выделения у слов общего корня. В дальнейшем ребенок в состоянии самостоятельно анализировать слово и использовать различные правила родного языка.
  5. Развитие понятия синтаксис. Специалист проводит занятия при синтаксических и смешенных формах. Школьник учится работать с предложениями, определять их структуру, выделять главные и второстепенные члены, расставлять знаки препинания.
  6. Развитие самостоятельного контроля орфографии. Подразумевает закрепление правил родного языка и формирование умения использовать орфограммы и находить ошибки, применять правила.

Важно!
Параллельно с корректирующими занятиями нужно обязательно проводить работу по развитию речи и слуха, зрительной памяти, внимательности, языковому мышлению, аналитической и синтетической деятельности. Все эти процессы играют огромную роль в усвоении письменных принципов, формируют самостоятельный контроль в процессе усвоения школьной программы и деятельности.


Профилактика проблемы

Родители и преподаватели ответственны за предупреждение расстройств и не усваивание школьной программы. Семья обязана обеспечить для ребенка оптимальное физическое развитие, психологическое спокойствие и благополучие, благоприятные условия для формирования психики.

Все без исключения речевые проблемы следует устранить до поступления в школу ребенка или в процессе первого года обучения, в противном случае школьник обязательно столкнется с различными психологическими дефектами и трудностями в учебе.

Огромную роль в нарушении письменной речи играет совместная работа с ребенком школьного учителя, психолога, логопеда и родителей. При своевременно начатой систематической коррекции дизорфографии можно преодолеть проблему и полностью ликвидировать ее, справиться с дальнейшим изучением школьной программы и нового материала.



Рекомендации для родителей

Родители обязаны обеспечить ребенку оптимальные условия для развития личности, благоприятный психологический климат в процессе коррекции дизорфографии при ее обнаружении. Школьнику и так приходится нелегко в этой ситуации, он постоянно пребывает в негативном настроении, поэтому взрослым нужно обеспечивать ему поддержку и понимание.

Не следует ругать за ошибки в речи и письме, нужно подсказывать, как делать правильно. В противном случае ребенок уйдет в себя, замкнется, перестанет общаться не только со взрослыми, но и в школьном коллективе, а развитие речи значительно замедлится, перестанет обогащаться и совершенствоваться. В итоге возникнут проблемы с социальной и коллективной адаптацией в будущем.

Важно проявить максимум терпения и снисходительности для ликвидации такой проблемы, как дизорфография. А что по этому поводу думают читатели? Ждем мнений и комментариев, а, возможно, и описания реальных случаев из жизни.

·

А ВЫ ВСТРЕЧАЛИ В СВОЕЙ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ДИЗОРФОГРАФИЕЙ?
ПСИ-МОДЕРН в ДЗЕН
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook
Вопросы и Ответы
Рекомендуем
Новое на сайте
В Чём Смысл Жизни?
Как Сформировать Привычку
Должен ли мужчина обеспечивать женщину – мнение семейного психолога
Инициация в психологии - что это такое
Самодостаточная женщина - какая это женщина?
Как себя вести с бестактными и наглыми людьми?
^