Дислексия, такой диагноз у ребенка родители не редко воспринимают как приговор, считая, что исправить ситуацию нельзя. Дислексия характеризуется ухудшением овладения чтением у ребенка, хотя общие способности к обучению и усвоению новых материалов и навыков не затронуты.

Проблема отмечается у 5% детей, чаще мальчиков, и при этом интеллект их соответствует возрасту. У части больных симптоматика нарушения проходит сама по мере взросления и формирования головного мозга. Другим необходимо комплексное лечение, которое дает хорошие результаты. Необратимость состояния встречается редко.
Дислексия – что это за болезнь?
Дислексия – что это за болезнь?
Alit lectio ingenium.
Чтение питает ум.
(Чтение обогащает разум.)
Латинские пословицы и поговорки

Особенности заболевания и его виды

Дислексия – это состояние, при котором отмечается нарушение навыков чтения по причине распада или недостаточной сформированности ряда функций психики, которые отвечают за правильность письма и прочтения текста. Главная характеристика состояния в том, что при нем ошибки чтения и письма повторяются постоянно и одинаковые.

Людей, страдающих дислекцией, называют дислектиками.


Международная ассоциация дислексии характеризует это состояние как специфическую неспособность к обучению, природа которой неврологическая. Явление связывается с нарушениями фонологических компонентов языка. Осложнениями состояния считают сложности в понимании текста, который прочитан и трудности в увеличении словарного запаса.

Дислексия – описание

Появление избирательной неспособности ребенка к освоению чтения не связано с проблемами зрения, слуха или умственного развития. Главное нарушение при дислексии – это невозможность освоить слогослияние и, как следствие, чтение текста словами. Не полное понимание прочитанного возникает по этой же причине, так как больной не воспринимает слово цельно.

Основой дислексии является нарушение в ряде церебральных процессов, которые служат основой для освоения чтения. Врачи строго разделяют это состояние со сложностями при чтении по причине умственной отсталости, проблем зрительного и слухового аппаратов. Главными отличительными характеристиками дислексии являются избирательность и стойкость.

Виды дислексии

Выделяют несколько форм нарушения, каждая из которых имеет свои особенности.
  1. Фонематическая. При таком явлении отмечается не полное развитие фонематической системы, из-за чего больной, произнося звуки, путает их. В результате наблюдается перестановка букв и частей слов местами при чтении, а иногда и письме.
  2. Семантическая. Второе название такого состояния механическое чтение. При нем больной зачитывает текст нормально, а вот понимание слов происходит только частичное. В результате связность текста и его нормальное восприятие оказываются невозможны.
  3. Аграмматическая. Форма свойственна детям с системной недоразвитостью речи. Больной изменяет при чтении падежные и глагольные окончания, число и род существительных.
  4. Оптическая. В этом случае ребенок испытывает выраженные сложности с усвоением чтения и написания букв, которые имеют внешнее сходство между собой.
  5. Мнестическая. Характеризуется сложностью при связывании звука с изображением буквы. У больного возникает сложность в понимании букв.

У незрячих детей выделяют тактильную дислексию в случае затруднений понимания букв таблицы Брайля.


Причины заболевания и его симптомы


Болезнь способна развиваться по различным причинам. В разном возрасте проявление нарушения также меняется.

Причины

Врачи в большей степени склоняются к наследственной предрасположенности к дислексии. Основной её причиной является частичная мозговая дисфункция, возникающая по ряду причин.

Главными предпосылками для появления дислексии считаются:
  • анемия у женщины в процессе вынашивания ребенка;
  • порок сердца – у беременной или рожденного младенца;
  • асфиксия – внутриутробная, в процессе родов или первых двух лет жизни;
  • чрезмерно долгий процесс родов;
  • плацентарная недостаточность при вынашивании;
  • отслоение плаценты;
  • аномалии в развитии пуповины или ее обвитие;
  • тяжелые алкогольные отравления – могут возникать у младенцев, если мать в период грудного вскармливания употребляет спиртные напитки;
  • лекарственные интоксикации;
  • желтушка новорожденных;
  • гемолитическая болезнь у плода;
  • инфекционные заболевания у матери при беременности;
  • мозговые повреждения при родовых травмах и кровоизлияниях.

У части детей может наблюдаться задержка созревания коры головного мозга по причине перенесенных инфекционных болезней, если они протекали тяжело. Спровоцировать нарушение могут ветрянка, корь, краснуха.

Также иногда дислексия появляется при врожденных проблемах на фоне различных нейроинфекций, которые вызывают тяжелые поражения головного мозга.

Отдельно выделяют социальные факторы риска развития нарушения. Основными из них будут недостаточность речевого общения у ребенка в раннем возрасте, педагогическая запущенность и билингвизм. Мозговых нарушений нет.




Признаки, симптомы

Проявления нарушения зависят от возраста ребенка и формы болезни. Однако врачами составлен общий перечень основных признаков данного состояния, на который следует ориентировать родителям.

Если у ребенка выявлено 5 и более признаков проблемы, ему требуется лечение:
  • неправильная последовательность букв при составлении слов;
  • полное отсутствие желания читать вслух;
  • изменение последовательности букв или цифр при письме или чтении;
  • трудности при заучивании алфавита;
  • сложности в ориентировании, такие как путаница сторон право-лево и верх-низ;
  • недостаточность внимания;
  • слабая память;
  • проблемы при усвоении правил чтения и письма.

У дошкольников состояние проявляется в сложностях при запоминании и произношении слов и в контакте с другими детьми из-за проблем речи.

Также отмечаются трудности с подбором необходимого слова при разговоре и задержки в усвоении простейших, базовых правил чтения.
Чтение — вот лучшее учение.
Александр Сергеевич Пушкин

Дислексия у подростков, школьников

У школьников нарушение проявляется различно в зависимости от возраста. Врачами симптоматика разделяется условно на 3 периода – начальная школа, средняя и старшая.

В младшем школьном возрасте у ребенка характерны такие признаки дислексии:
  • сложности в декодировании слов;
  • регулярная подмена одних слов, сложных для произнесения, близкими по смыслу (стул-скамейка);
  • написание букв в зеркальном отражении;
  • сложности в запоминании знаков арифметики;
  • замедленное усвоение навыков письма;
  • повышенная импульсивность;
  • общая неловкость.

В средних классах, с началом подросткового возраста, у части больных нарушение полностью проходит само.

У тех же, у кого оно сохраняется, в среднем школьном возрасте, присутствует такая симптоматика:
  • качество чтения ниже, чем у сверстников;
  • попытки всеми силами избежать необходимости писать и читать вслух;
  • недостаточно хорошая память, из-за чего страдают способности к планированию;
  • неразборчивый почерк;
  • сложности при общении со сверстниками;
  • недостаточно внятная речь.

Несмотря на трудности, вызванные патологией, часто дети, имеющие ее, отличаются большими успехами в предметах, которые не требуют чтения.

У старших школьников дислексия характеризуется следующими нарушениями:
  • медленное чтение, при котором делается много ошибок;
  • низкая скорость письма;
  • сложности при пересказе прочитанного;
  • медленная скорость при выполнении заданий, связанных с письмом или чтением;
  • трудное привыкание к каким-либо изменениям.

При правильном лечении удается восстановить нормальное состояние больного и снизить проявления нарушения.



Терапия


Лечение проводится с раннего возраста, сразу после выявления проблемы.

Лечение, коррекция

Основным методом лечения является логопедическая коррекция.

Если же нарушение связано с повреждениями мозга из-за травмы или кровоизлияния, то назначаются нейролептики и препараты для улучшения кровообращения в органе.

Как избавиться


В зависимости от формы нарушения требуется специфическое лечение. Оно должно подбираться в зависимости от особенностей пациента. Внимание уделяют восстановлению правильного звукопроизношения, созданию понимания слогового состава слов и обогащению словарного запаса.

После проведения теста на степень нарушения определяется наиболее эффективное лечение, которое обычно включает в себя упражнения. Они могут быть речевыми или связанными непосредственно с чтением, что зависит от возраста пациента.

Примеры


При лечении дислексии применяются преимущественно следующие упражнения:
  1. Проговаривание скороговорок со схожими звуками, стоящими рядом. Вначале темп низкий, постепенно нарастающий до высокого.
  2. Произнесение на выдохе букв – вначале только согласных, а позже гласных. По мере улучшения результатов начинают совмещать в одном выдохе обе группы букв. Последовательность их не важна.
  3. Чтение по слогам с мячом в руках. После каждого слога, прочитанного правильно, ребенок должен сжать мяч.
  4. Проговаривание коротких предложений, на конце которых требуется тянуть звук («летит пчела, з-з-з» и подобных).

Все упражнения усложняются по мере улучшения состояния пациента.

Профилактика

Профилактикой появления нарушения рекомендуется заниматься с детьми с дошкольного возраста в том случае, если есть риск появления дислексии.

Для предупреждения проблемы рекомендовано развивать зрительно-пространственные функции, память, внимание, правильное произношение и словарный запас. Ребенок не должен испытывать дефицита в речевом общении.

Известные дислектики

Известные всему миру знаменистости-дислектики
Известные всему миру знаменистости-дислектики

Среди знаменитых дислектиков, миру известны такие личности, как:
  • Том Круз;
  • Ричард Бренсон;
  • Кайра Найтли;
  • Альберт Эйнштейн;
  • Стив Джобс;
  • Робби Уильямс;
  • Уинстон Черчилль;
  • Бетховен;
  • Дж. Кеннеди;
  • Уолт Дисней;
  • Стивен Спилберг;
  • Джейми Оливер;
  • Моцарт;
  • Леонардо Да Винчи;
  • Стив Редгрейв;
  • Киану Ривз;
  • Ганс Христиан Андерсон;
  • Уилл Смит.

Что важно помнить о дислексии!

Заболевание не относится к отсталости психического развития, хотя и характеризуется нарушениями освоения ряда навыков. Дислексия в зависимости от возраста больного проявляется большим или меньшим количеством симптомов.

Нарушения, которые вызывает патология, приводят к сложностям не только в учебе, но и общении со сверстниками, из-за чего больной часто оказывается в достаточно сильной изоляции, вызывающей депрессивные состояния.

Родителям, ребенку которых поставлен данный диагноз, не следует принимать его как приговор, который не позволит нормально выучиться и полноценно жить.

Занятия со специалистами и домашняя терапия в кругу семьи чаще всего дают положительные результаты, и больной перестает сильно отличаться от сверстников.

·

А Вы замечали когда-либо за своим или чьим-либо ребенком симптомы или возможные признаки дислексии?
ПСИ-МОДЕРН в ДЗЕН
Нажми «Нравится» и читай нас в Facebook
Вопросы и Ответы
Рекомендуем
Новое на сайте
Ригидный человек - Кто Это? Ригидность - Что Это в Психологии?
Как забыть девушку, которую любишь?
Если друг оказался вдруг. И не друг, и не враг, а … социопат …
Интроверт - кто это? Вся правда об интровертах
Синдром хронической усталости - насколько это серьезно?
Почему мужчины возвращаются после расставания: причины
^