Этот диагноз ставят в раннем детстве и, если не заниматься ребенком, можно обречь его на несчастную и бесцельную жизнь. Этот недуг можно и нужно подчинить себе, чтобы ребенок в будущем мог жить полноценной жизнью.
Смысл жизни нашей — непрерывное движение.
Якуб Колас
Неуклюжесть, хаотичность движений, заторможенность, низкая моторика. Все это можно сказать о людях, страдающих этим недугом. «Dyspraxia» с латинского так и переводится — «синдром детской неуклюжести». Только характерен он не только для детей, но и взрослых.
Заболевание довольно серьезное и определяется в неврологии, как нарушение двигательных и речевых функций. Больные постоянно испытывают чувства беспокойства в связи с невозможностью полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, проблемами с опорно-двигательным аппаратом.
Люди, подверженные этому недугу, чествуют себя довольно глупо в повседневном мире. Некоторым пациентам диагноз диспраксия ставят уже в сознательном возрасте, 20-25 лет.
Это скорее артикуляционная диспраксия. Такое расстройство сопровождает человека всю жизнь. Диагноз ставится точно, а вот происхождение его ученые пока до конца не выяснили. Известно только, что при данном недуге имеют место повреждения определенных участков головного мозга.
Теперь уже установлено достоверно: дети диспраксию не перерастают. Если не заниматься ребенком, заболевание усугубится и перейдёт в более серьёзную стадию.
У взрослых чаще сохраняется моторная диспраксия, когда наблюдаются явные проблемы с почерком, невозможностью планировать свой день, отсутствием желания вставать рано и не опаздывать на работу.
Домашние дела, такие как обычная готовка и уборка у людей с таким диагнозом всегда вызывают неприятие, дискомфорт. Скорость и точность движений, координация нарушены. Автомобилем людям с таким диагнозом управлять категорически запрещено.
Взрослые с диагнозом диспраксия подвержены частым стрессам. Есть ситуации, когда в детском возрасте человек данным недугом не страдал, но в зрелом не может совладать со своими рефлексами и доктора вынуждены диагностировать диспраксию. Эта загадка ученому миру пока не понятна.
Ленивые и неуклюжие дети – объекты повышенного внимания невропатологов и педиатров. Если движения ребенка неуклюжи, он не может совладать с собой, врач вправе усомниться в нормальном состоянии малыша и провести дополнительные обследования. Главные из них проводит невропатолог. Он изучает двигательную функцию малыша, его рефлексы и простейшие реакции. Если симптомы подтверждаются, ставится диагноз диспраксия.
Двигательные навыки таких детей существенно нарушены. Их поведение сильно отличается от реакций сверстников. Интеллект сохранен, но вот некоторые задачи вызывают сложности.
Ребенок и подросток, страдающий диспраксией, очень быстро находит общий язык со сверстниками, но нуждается в помощи, когда нужно применить мелкую моторику. К примеру, завязать шнурки или написать элементарное сочетание слов. На велосипеде такие дети ездить не могут ни в каком возрасте.
По статистике, расстройством координации движения страдают порядка 6% от всех новорожденных и 5-6% взрослого населения. Такой ребенок появляется в каждом классе. У большинства этих детей есть и сопутствующие недуги, например, дислексия – нарушение речи. У таких больных наблюдается более низкий уровень социальных навыков. Это значит, что они очень сложно проходят этапы социализации.
Классификацию разработали ряд ученых, и она зависит от происхождения проблемы и ее явных проявлений:
- Самый распространённый тип — вербальная диспраксия или артикуляционная диспраксия. Она заключается в затруднении полноценного произношения звуков. Если это ребенок, он не может произнести слоги в правильном порядке, взрослый путает слова, ударения, не может полноценно формировать мысли.
- Моторный тип диспраксии заключается в сложности выполнения элементарных движений. Ребенок или даже взрослый не могут самостоятельно принимать пищу, завязывать шнурки, застегивать пуговицы на одежде.
- Офтальмологическая — этот тип диспраксии состоит в затруднённом движении глаз. Зрение при этом в норме, но двигательная функция мышц нарушена. Такие отклонения имеют место и чаще всего замечены в предшкольном возрасте, в ходе подготовки ребенка к первому классу. Когда он читает, двигает не глазами, а головой.
- Нарушения выразительной функции — это невозможность выразить свое эмоциональное состояние через мимику. Мышцы лица не поддаются командам мозга, рекомендующим улыбаться, смеяться или плакать. Это выглядит весьма театрально и неестественно.
- Идеативный тип диспраксии выражается в невозможности полноценно действовать в простейших ситуациях.
- Конструктивный вид диспраксии – это потеря ориентации в пространстве. Человек все вокруг воспринимает неадекватно.
- Деамбулаторная диспраксия – постоянные трудности при смене характера движений. Ребенок не может перестроиться с быстрого в медленный темп и наоборот.
- Кинестетическая диспраксия — невозможность полноценно артикулировать: печатать на компьютере, застегивать пуговицы и даже кнопки. При таких отклонениях доктора-невропатологи рекомендуют заниматься ребенком вплотную, социализировать его и адаптировать по-максимуму.
Симптомы заключаются в неловкости, постоянно проявляющейся неуклюжести. Дети в саду и школе постоянно смеются над такими сверстниками, а между тем, они требуют профессионального подхода в обучении и образовании.
Диспраксичные дети пассивны, отказываются от вовлечения в общее веселье. Они быстро устают и не хотят часто и помногу двигаться.
В числе явных симптомов заболевания:
- Чувствительность к прикосновениям, даже легким.
- Невозможность поймать мяч ни при каких обстоятельствах, даже с огромными усилиями.
- Падают на ровном месте.
- Не умеют рисовать, плохо читают.
- Не могут самостоятельно кушать до 5-6 лет, что является довольно поздними показателями развития.
- Демонстрируют крайне плохую память при сносном мышлении.
- Не могут поехать на велосипеде.
- Страдают географическим кретинизмом.
- Часто хаотично двигаются, когда не знают направления движения
У пациентов с диагнозом диспраксия нарушена осанка, имеются задержки в росте, особенностях развития. К примеру, ребёнок и в 2 года не может нормально ходить и даже сидеть. Он не концентрирует взгляд в одной точке, раздражителен, у него нарушен сон. О полноценном равновесии не может быть и речи.
Когда дело доходит до обучения, оно проходит весьма сложно, с трудностями и промедлением.
Диагностируют недуг в раннем возрасте. Если малыш не может элементарно самостоятельно одеться, нарисовать простейший предмет или даже животное, стоит показать его доктору-невропатологу
Они состоят в очень явных и характерных проявлениях заболевания. Некий Марк из обычной семьи, чьи родители не страдали генетическими недугами, был очень медлителен и имел большие проблемы в координации и общении со сверстниками. Врачи быстро поставили диагноз и начали лечение.
При интенсивных усилиях родителей, общей физиотерапии и применении терапевтических методов, ребенок быстро пошел на поправку и частично восстановил двигательные функции, речь.
Кинетическая диспраксия — моторный и артикуляционный тип недуга имеют ряд нестандартных причин. Специалисты связывают проявления недуга с неполным развитием нейронов, что имеет место в головном мозге.
Большинство исследователей склонны считать, что причины диспраксии кроются в генетической предрасположенности, когда оба родителя неполноценно развиты и страдают рядом недугов нервной системы.
Среди основных составляющих, способствующих развитию диспраксии:
- Микротравмы мозга, которые имеют место в период родов или в первые дни после рождения малыша.
- Мутации генетического плана.
- Недоношенность.
Самостоятельно помочь таким пациентам практически невозможно. Тут нужна концентрация сил специалистов разного уровня.
Тут необходимо применить комплекс мер. Самые главные из них:
- Соблюдение режима дня.
- Правильное питание.
- Терпение ко всем «выпадам» такого ребенка.
- Поощрение даже незначительных успехов.
Людей с диагнозом диспраксия нельзя "гнобить" и унижать. Желательно поощрять в них положительные особенности, даже если это уже взрослые, состоявшиеся индивидуумы.
Лекарств от этого неврологического недуга ученые пока не изобрели. Тут показана физиотерапия, простые упражнения из ряда ЛФК. Заболевание проще приостановить при точной диагностике и обращении к квалифицированным специалистам.
Тут нужна работа с целым рядом докторов. Основные в их числе: дефектологи, неврологи, логопеды, физиотерапевты. Важно таким детям усиленно заниматься спортом. Среди таких дисциплин: бег, плавание, метание снарядов, борьба.
Помогут специализированные упражнения, занятия на тренажерах. Обязательны ежедневные утренние зарядки под контролем профессионального доктора на начальных этапах и позже – родителями.
Важно постоянно применять такие методы, как хождение на пятках, носках и попеременно с прыжками. Периодически желательно останавливаться на передышки.
Следует постоянно тренировать координацию: вертеться в разные стороны, выбирать наиболее правильные игры на развитие двигательных функций.
Собирание пазлов вечерами – не менее интересное занятие с такими детьми. Это тренирует внимательность и память. Можно заниматься и копированием простейших рисунков, что не менее занимательно и полезно.
В качестве коррекционных занятий и специального развития – плавание, ЛФК, массаж. Желательно у таких детей постоянно развивать мелкую моторику пальцев посредством шитья, вышивания, бисероплетения.
[media=https://youtu.be/4rzZlAVGFxA]
Такое заболевание, как диспраксия считается весьма сложным и практически неизлечимым. Ученые пока не изобрели препаратов для устранения симптомов и последствий этого недуга.
Но если планомерно заниматься развитием ребенка, уделять ему огромное количество времени, можно добиться весомых результатов, улучшить его самочувствие, придать уверенности и настроить на полноценный образ жизни.