Сейчас всё большее внимание уделяется различным аспектам психологии, и не зря, ведь это помогает лучше понимать себя и окружающих — это важно для того, чтобы быть счастливым.

Далее мы поговорим о таком важном понятии, как Эмоциональный Интеллект (ЭИ/EQ) и подробно разберем, что же это такое и как это может помочь любому человеку в жизни и карьере.
Эмоциональный Интеллект в Психологии — что это такое?
Эмоциональный Интеллект в Психологии — что это такое?

У некоторых людей эмоциональный диапазон, как у спички – светит, но не греет. С ними нельзя согреться, можно только обжечься.

Автор неизвестен

Понятие

Эмоциональный интеллект – это собирательный термин, который подразумевает под собой способность человеческой психики идентифицировать в первую очередь эмоции (как свои собственные, так и людей, с которыми личность вступает в контакт), а также намерения и мотивации (опять-таки, как свои личные, так и окружающих).

Кроме того, в этот термин некоторые специалисты также включают способность личности осознанно управлять эмоциональной сферой, для того чтобы с наименьшими психическими потерями приходить к решению поставленных задач, устранению проблем и достижению конечных личностных и социальных целей.

Впервые об эмоциональном интеллекте заговорили в начале 90-х годов прошлого века выдающиеся ученые Саловей и Майер, тогда же стали появляться первые концепции и теоретические обоснования этого психического явления. Изначальное понятие много раз претерпевало изменения и получало новые трактовки. Однако, даже, несмотря на то, что этим вопросом активно занимаются, последние несколько десятилетий до сих пор психологи не могут прийти к единому мнению касательно некоторых аспектов и понятий эмоционального интеллекта.

Изначально появление понятия эмоционального интеллекта было связано с тем феноменом, что в большинстве случаев уровень интеллекта, определяемый при помощи обычных тестирований и методик, слабо коррелирован с уровнем социальной адаптации человека и его успешности реализации как в карьере, так и в остальных сферах жизни.

Зачатую люди, имеющие, скажем так, не самые выдающиеся показатели уровня IQ, достигали очень выдающихся результатов, в то время как интеллектуальные гении (конечно же, по мнению оценки интеллектуальности в рамках обычного её понимания) не представляли никакой ценности ни для общества, ни даже для себя.

Именно эта закономерность, которая, между прочим, является достаточно массовой (но не стопроцентно достоверной) и побудила современных психологов расширять понятие человечного интеллекта как такового. Решили выделять отельные его разновидности, которые помогали бы лучше понимать личность. Вот так специалисты пришли к термину эмоциональный интеллект, который сейчас очень широко распространён и активно используется в практической деятельности.

Формирование

Формирование ЭИ/EQ
Формирование ЭИ/EQ

Вообще эмоциональный интеллект и эмоциональная сфера личности человека неразрывно связаны между собой, поэтому их формирование и развитие происходит неразрывно и практически одновременно. Рассматривать становление одного без другого невозможно, так как оба эти понятия происходят друг из друга и не могут быть разделены.

Формирование эмоциональных аспектов психики личности происходит с самого начала онтогенеза. Доказано, что даже новорожденные дети испытывают положительные эмоции при появлении раздражителей, вызывающих позитивное воздействие. У полугодовалых детей уже начинается становление эмоциональных паттернов, которые в основном носят характер «хорошо-плохо», «нравится-не нравится».

Важно!
У маленьких детей эмоции в подавляющем большинстве связаны с удовлетворением примитивных физиологических потребностей или ощущений (голод, боль, жажда, некомфортная температура). У детей старше 6-ти месяцев психика начинает развиваться с ещё большими темпами, и тут происходит значительное расширение спектра эмоций.


Ребенок постепенно начинает уходить от категорических понятий «хорошо-плохо» и у него начинают формироваться эмоции, обозначающие, к примеру, состояния «нормально», «терпимо» или наоборот «просто ужасно». У детей старше года начинают формироваться психические реакции не только на органические раздражители, как это было раньше, но и на социальные. К примеру, боязнь незнакомых лиц, ревность к маме, зависть, одиночество и много других.

В основном формирование эмоционального интеллекта происходит за счет внутренних ресурсов психики ребенка и завершается к тому моменту, когда у малыша становится стабильной эмоциональная сфера. Однако под термином «стабильна психика» не нужно подразумевать общепринятую уравновешенность и спокойствие.

Вряд ли вы дождетесь такого от меленького ребенка, здесь речь скорее идет о том, что у детей появляется базовый спектр различных эмоции и способность их различать между собой. Также важно, чтобы появляющаяся эмоциональная реакция адекватно соответствовала вызвавшему её раздражителю.

Развитие ЭИ происходит как раз таки наоборот за счет внешних раздражителей психики. Расширение эмоционального спектра происходит, когда ребенок сталкивается с чем-то новым и формирует к этому своё собственное отношение. Однако о развитии этой сферы мы подробно поговорим в следующем разделе.

Развитие

Наиболее активное развитие ЭИ происходит в школьном и подростковом возрасте. Особенно большое значение имеет период, когда дети начинают вербально (при помощи слов) обозначать конкретные эмоции и состояния. Причем поначалу для ребенка некоторые эмоции могут быть неразличимы.

К примеру, в исследованиях выявлено, что дошкольники в подавляющем большинстве страх и удивление считают одной эмоцией и не разделяют их между собой. Со временем увеличивается спектр эмоций, и ребенок учится их идентифицировать, то есть не только соотносить с описанием и конкретной ситуацией, но и привязывать к своему внутреннему состоянию и мировоззрению в каждый конкретный момент времени.

Именно этот период очень важный, так как мы с вами помним, что распознавание собственных эмоций является основой эмоционального интеллекта. Если ребенок в этот период не научится обозначать своё внутренне психическое состояние, то в дальнейшем у него будут проблемы с аутоидентификацией и налаживанием межличностных контактов.

Важно!
В подростковом возрасте личность не только обогащает свой эмоциональный багаж и учится распознавать оттенки эмоций, но также и учится скрывать свои эмоции, что не присуще детям более младшего возраста.


Однако хотелось бы также коснуться не только вопроса о развитии ЭИ в процессе формирования высшей психической деятельности, но также важно рассмотреть вопрос развития эмоционального интеллекта у взрослых людей. Они часто ощущают, что этот аспект их личности не соответствует желаемому уровню.

Думаю, из вышеописанного вы уже поняли, что от развитости эмоционального интеллекта может зависеть успех человека в работе, общении с другими людьми, а также в реализации личной жизнь. Поэтому, если вы считаете, что сфера ваших же эмоций вам не совсем понятна и вы не всегда можете четко ответить на вопрос: «Что я сейчас чувствую и почему?», то не просто можно, но и нужно заниматься развитием ЭИ.

Самым лучшим вариантом, конечно же, будет обращение к квалифицированному специалисту, который поможет найти все ваши слабые стороны (даже те, которые вы сами бы никогда не обнаружили бы). Он предложит эффективные методы развития и повышения уровня вашего эмоционального интеллекта.

Работа с психологом позволит ускорить процесс и сделать его более продуктивным и результативным, однако даже самостоятельные проработки помогут вам улучшить вашу жизнь и начать лучше понимать себя и окружающих вас людей.

Рассмотрим несколько самых простых и эффективных упражнений, которые помогут вам проработать свой EQ и улучшить многие сферы жизни.



Тренировка осознанности

Нередко мы своими мыслями летаем очень далеко и находимся в настоящем времени лишь формально, в то время пока наш мозг активно генерирует воспоминания прошлого или рисует картинки будущего. Осознанность – это навык, который позволяет осознавать себя как личность в том месте, где вы сейчас находитесь и пребывать в настоящем моменте.

Люди с развитой осознанностью всегда контролируют свои действия и мысли, не позволяя им быть автоматическими и бездумными. Развить этот навык довольно легко, однако для этого потребуется систематичность и постоянство.

Для начала просто начните в течение дня останавливать себя и спрашивать:
  • «Что я сейчас думаю?»;
  • «Где я сейчас нахожусь?»;
  • «Что я сейчас делаю?»;
  • «С какой целью я совершаю это действие, и к какому результату это приведет?».

Поначалу вы будете вспоминать об этом всего несколько раз в день, поэтому можете поставить себе уведомление на смартфон, однако не переживайте, со временем это станет вашей привычкой и не будет отнимать ваши силы.

Поверьте, натренировав вашу осознанность, из вашей жизни пропадут неприятные инциденты, когда вы не можете найти вещь, которую только что держали в руках или не можете толком вспомнить, что делали сегодня утром.

Человеку с высоким уровнем осознанности легко понимать и распознавать свои эмоции, поэтому эти два психических процесса очень сильно зависят друг от друга.
Нежность — это эмоциональный намек укорачивания межличностной дистанции с перспективой.
Ишхан Геворгян

Следите за физическими реакциями своего тела

Отслеживайте свои замкнутые позы и старайтесь анализировать, что именно побудило вас отгородиться от мира в этой конкретной ситуации. Очень часто такой эксперимент многое рассказывает человеку про самого себя и проявляет эмоциональное напряжение, которое вы раньше могли даже не замечать.

Весь секрет в том, что иногда наше тело реагирует на определенную эмоцию:
  • Отвращение;
  • Гнев;
  • Неудовлетворенность;
  • Стыд;
  • Неуверенность.

Тело реагирует напряжением отдельных групп мышц, в то время как мозг, который в это время занят другими задачами, просто не успевает отслеживать эмоциональную сферу.

Ещё одним хорошим упражнением может послужить намеренное использование поз «силы», «уверенности», «открытости». Таким образом, вы будете от обратного учиться отслеживать свои эмоциональные реакции и контролировать их. К тому же, это прибавит вам самооценки, что очень важно для достижения успеха и самореализации.

Письма самому себе

Когда вы чувствуете внутри себя дисбаланс, то попытайтесь выразить свои эмоции в письменном виде. Обращаться вы можете к себе или к тому, к кому посчитаете нужным.

Выделите себе определённое время и не отвлекайтесь от вашего дела, даже если вам кажется, что вы написали всё, что было на уме. Можете писать одно и то же, если только это вам кажется важным.

На следующий день или тогда, когда душевная буря утихнет, возьмите и перечитайте письмо, попытайтесь его проанализировать и вспомните, соответствовало ли ваше состояние тем строкам, которые вы сейчас читаете.

Проделывайте эту практику тогда, когда вам тяжело разобраться с собственными эмоциями. Записывая свои мысли и реакции, вы даёте возможность самому себе оценить ситуацию со стороны. Так вы становитесь для самого себя самым настоящим психологом.

Эмоциональный интеллект ребенка

EQ у детей находится в стадии формирования и активного развития, поэтому именно от этого периода зависит становление эмоциональной сферы личности, которая в будущем будет оказывать значительное влияние на все аспекты жизни взрослого человека.

Эмоциональный интеллект в детском возрасте имеет такие составляющие компоненты, однако некоторые из них (например, идентификация эмоций или распознавание эмоций других) может находиться на более примитивном и простом уровне.

Для того чтобы помочь ребенку с аутоидентификацией и развитием ЭИ, родители должны уделять этому аспекту внимание и силы.

Вот что поможет вашему малышу вырасти здоровой и крепкой личностью с устойчивой эмоциональной сферой:
  1. Проговаривайте свои эмоции. Старайтесь озвучивать то, что чувствуете, так вы поможете ребенку научиться считывать эмоции с других людей. Простые фразы: «Мне сейчас весело», «Я расстроена», «Это очень трогательно» помогут в становлении личности.
  2. Избегайте дуальности. Не нужно говорить ребёнку, что «Всё хорошо», если вы сидите и плачете после ссоры с мужем. Лучше проговорите свои эмоции, иначе ребенок будет в замешательстве из-за того, что он видит и что не совпадает с вашими словами.
  3. Просите ребенка проговаривать свои эмоции, пусть он сам находит слова к тому, что чувствует. Если у него пока что не получается, помогите ему, фразы по типу «Твоя игрушка сломалась, ты расстроен», «Ты испугался этого громкого звука», «Ты удивлен таким неожиданным приходом гостей» будут уместными, но используйте их только когда видите, что ребенку действительно нужно подсказка.



Заключение

Для того чтобы подытожить всё вышесказанное, выделим все основные моменты:
  • Эмоциональный интеллект – это основа психического здоровья человека, залог успешной карьеры и гармоничной социальной адаптации.
  • Эмоциональный интеллект начинает формироваться ещё в период новорожденности, а наиболее активно развивается в школьном и подростковом возрасте. Но повышать уровень ЭИ можно и нужно даже взрослым.
  • Существует ряд упражнений и методик, которые позволяют развивать эмоциональный интеллект. Эти упражнения принесут пользу и заметные результат только в случае их систематического и регулярного использования.

·

А Вы знаете свой уровень эмоционального интеллекта?
Вопросы и Ответы
Новое на сайте
ЦПД в МВД тесты онлайн - 2024 (с ответами)
Какие фильмы должна посмотреть каждая женщина?
Как узнать, что жена изменяет?
Абьюзивные отношения - психологическому насилию нет места в любви!
Яппи - Кто Это Такие?
Передача мыслей и эмоций другому человеку. Возможно ли это?
^