В школе все учились по-разному: некоторые ученики с горем пополам закончили учебное учреждение тройками и четверками, а некоторым удалось получить золотую медаль. Однако, это совершенно не говорит о том, что отличники чувствуют себя счастливее менее успешных выпускников. Более того, золотая медаль не дает никакой гарантии светлого и счастливого будущего.
Синдром отличника называется так потому, что закладывается в характере человека еще в школьные годы. Дети пытаются получить похвалу родителей и учителей, выделиться на фоне сверстников, и для этого стараются преуспеть во всем. Однако, далеко не всем детям настолько важно быть отличником во всём.
Чаще всего, этот синдром встречается у девочек, так как они сильнее зависят от внешней оценки, им свойственны такие черты, как аккуратность, усидчивость, послушность, а также эмоциональная привязанность к родителям.
Первые симптомы синдрома появляются уже в начальных классах, и, как правило, сохраняются на всю жизнь, если и ослабевая, то незначительно.
Часто «отличников» называют перфекционистами, однако эти понятия отличаются друг от друга: в первом случае человек ориентируется на оценку окружающих, а во втором стремится выполнить задание идеально с целью собственного удовлетворения.
Синдром отличника называется так потому, что закладывается в характере человека еще в школьные годы. Дети пытаются получить похвалу родителей и учителей, выделиться на фоне сверстников, и для этого стараются преуспеть во всем. Однако, далеко не всем детям настолько важно быть отличником во всём.
Чаще всего, этот синдром встречается у девочек, так как они сильнее зависят от внешней оценки, им свойственны такие черты, как аккуратность, усидчивость, послушность, а также эмоциональная привязанность к родителям.
Первые симптомы синдрома появляются уже в начальных классах, и, как правило, сохраняются на всю жизнь, если и ослабевая, то незначительно.
Часто «отличников» называют перфекционистами, однако эти понятия отличаются друг от друга: в первом случае человек ориентируется на оценку окружающих, а во втором стремится выполнить задание идеально с целью собственного удовлетворения.
Стоит человеку стать отличником, и вот уже нет предела тому, на что он готов пойти, лишь бы заслужить пятерку с плюсом. Эта спираль сама себя раскручивает все дальше и дальше, — воистину нет предела совершенству.
Эрленд Лу. Допплер.
ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ: [скрыть]
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Желание быть лучшим во всем и постоянное подкрепление самооценки оценками окружающих возникает в результате полученного социального опыта в процессе общения с родителями, братьями и сестрами, воспитателями в саду, сверстниками.
Среди наиболее часто встречаемых причин развития синдрома выделяются следующие:
Когда родители «толкают» ребенка на достижение целей, которых им не удалось достичь в свое время, ему ничего не остается, как соответствовать ожиданиям значимых взрослых.
Если взрослые в семье ставят превыше всего признание окружающих, формально зафиксированные результаты (в виде оценок, дипломов, медалей, званий), то их модель поведения неосознанно или осознанно передается детям.
Неуверенность в себе, комплексы по поводу внешности, финансового положения семьи и т. д. формируют низкую самооценку. Пытаясь компенсировать ее, ребенок (и взрослый тоже) испытывает необходимость получать признание окружающих, соответствовать их требованиям и ожиданиям. Для этого они выполняют все задания максимально хорошо, а также ведут себя подобающим образом.
Здесь имеется ввиду, что причиной развития синдрома отличника могут стать особенности личности, комплексы, некоторые установки и ценности. Если человек имеет неустойчивую психику, часто подвергается депрессивным состояниям, имеет различные страхи, с большой вероятностью его коснется эта проблема.
Чтобы стать лучшим, не требуется подтверждение в виде красных дипломов и золотых медалей. Успешность не имеет ничего общего с количеством высших образований. Из бывших троечников вырастают кумиры и миллионеры, в то время как безупречный аттестат может так и остаться единственным достижением вчерашнего отличника.
Олег Рой
Синдром отличника оказывает серьезное влияние на психоэмоциональное состояние человека. Накопление усталости, постоянная неудовлетворенность результатом деятельности, усиление эмоциональной неустойчивости – все это приводит к депрессии и снижению самооценки. А если человек с синдромом отличника получает в свой адрес критику или даже недостаточную похвалу, у него может произойти аффективный всплеск в виде плача, истерики, ругани.
Поскольку «отличники» практически не имеют опыта поражения, им сложно принять свое несовершенство в той или иной деятельности, разобрать свои ошибки и принять поражение как получение ценного опыта. Такие люди сразу впадают в депрессию и апатию, отказываются от деятельности: для них задача должна быть либо выполнена идеально, либо не выполнена вообще.
Если не пытаться преодолеть синдром отличника, это состояние может привести к таким осложнениям как эмоциональная неустойчивость, напряженность и нервная истощенность. Людям с таким синдромом часто свойственны нервные тики, навязчивые движения или мысли, расстройства пищевого поведения, различные психосоматические заболевания.
При этом осложнения выражаются в еще более серьезной и опасной форме во взрослом возрасте. Бороться с синдромом отличника можно и нужно, чтобы повысить качество жизни и избежать множества проблем с физическим и психическим здоровьем.
Синдром отличника свойственен не только детям, как считают многие. Хотя, эта особенность личности формируется именно в детском возрасте – еще в начальных классах школы, но преследует человека на протяжении всей жизни, если он, конечно же, сам не захочет изменить ситуацию.
Вообще, синдром отличника проще предотвратить, чем избавиться от него в детском или уже взрослом возрасте. Но, к сожалению, большинство родителей недостаточно информированы по данной проблеме и просто не замечают, что его ребенок становиться «отличником» не по собственной воле.
Синдром отличника доставляет немало проблем человеку. Это состояние часто приводит к развитию ряда психологических проблем, в числе которых хроническая усталость, низкая самооценка, самобичевание и пр. В детском и, в особенности, взрослом возрасте наблюдаются такие осложнения синдрома отличника как нервные тики, навязчивые движения и мысли, проблемы со сном, расстройство пищевого поведения и т. д. Чтобы не допустить развития ситуации до критического уровня, необходимо своевременно провести работу по борьбе с этим состоянием.
Для начала следует сказать о том, что преодолеть подобное состояние гораздо проще в детском возрасте. Если не сделать этого своевременно, усвоенная модель поведения может закрепиться в характере человека на всю жизнь.
Однако, есть способы если не избавиться полностью, то значительно ослабить синдром отличника у взрослого человека. В этом помогут следующие советы:
Человеку с выраженным синдромом отличника (в особенности женщинам) тяжело сделать что-либо неидеально. Принцип совершенства применяется ими относительно самых различных сфер жизни: в учебе и на работе, в личной жизни и в творчестве такие люди должны быть первыми.
Но стоит хотя бы один раз такому человеку осознанно добиться не отличного результата, например, пропустить уборку в квартире или задержать сдачу проекта на пару дней, как он увидит, что ничего страшного не произошло.
На самом деле, окружающие гораздо меньше обращают внимания на недочеты «отличников», чем они сами это делают. Время от времени человеку с синдромом отличника необходимо делать что-нибудь неидеально, что выработает более спокойное отношение к собственным неудачам.
Каждый несет ответственность за свою жизнь. Но люди с синдромом отличника несут ответственность не только за себя, но и за других людей. Нет ничего плохого в том, чтобы перестать выполнять работу за своего коллегу или попросить ребенка разогреть обед самостоятельно. Наоборот, снятие части ответственности с себя и перекладывание ее на другого человека только положительно скажется на состоянии «отличника». Этот совет позволит не только сэкономить время, но и со временем поможет преодолеть синдром отличника.
Как бы ни было сложно «отличнику» разрешить себе ошибиться, сделать это крайне необходимо. Важно понять простую истину: ошибки допускать не только можно, но иногда и нужно. Они стимулируют человека на дальнейшие достижения, и не должны восприниматься как нечто катастрофичное.
«Отличникам» очень тяжело слышать критические оценки окружающих в свой адрес. Это задевает их самооценку и заставляет очень сильно расстраиваться, копаться в себе и даже может привести к аутоагрессии. Однако, чтобы побороть синдром отличника, придется научиться адекватно воспринимать чужую критику, а также извлекать из нее пользу для самого себя.
Многие отличники удивятся, когда обнаружат, что идеально выполненная работа далеко не всегда приносит хорошее вознаграждение. Это проще всего проследить в трудовом коллективе, где часто всем дают одинаковую премию вне зависимости от того, кто качественно выполнил работу, а кто не очень. Также эта взаимосвязь прослеживается и в более мелких, бытовых ситуациях: сложенные по парам носки и тщательно вымытые ежедневно полы еще ни одну семью не сделали слишком счастливой.
Взяв на вооружение перечисленные выше советы, даже самый убежденный «отличник» сможет облегчить свое состояние. Главное при этом не ставить жестких рамок и результатов, как это могут и любят делать люди с синдромом отличника.