Вероятно, всё дело в том, что «Размышления» Марка Аврелия можно найти в каждом книжном клубе саморазвития.
И хотя я не излечился от своих страхов, и тревога по-прежнему отравляет мне жизнь, без сомнения стоицизм помог мне найти способы справляться с негативными чувствами.
Давайте начнём с определения слова «стоик» в «Городском словаре» - онлайн-словаре слов и фраз англоязычного сленга:
«Стоик - человек, который не придаёт никакого значения тем глупостям, которые ценят большинство людей.
Стоики обладают чувствами, но только в отношении того, что действительно имеет значение в этом мире. Они и есть самые настоящие люди на свете».
На крыльце сидит группа детей. Мимо них проходит стоик.
Ребёнок: Эй, чувак, ты урод недоделанный, и вали "лесом" отсюда.
Стоик: Тебе повезло!
И идёт дальше...
Даже среди последователей философии стоицизма нет согласованного определения. Однако, есть некоторые общие характеристики, в которые они верят.
Прежде, чем я начну описывать идеи стоицизма, мне хотелось бы представить вам несколько персонажей, которые являются ключевыми фигурами в сообществе стоиков.
- Марк Аврелий, наш добрый, щедрый и великодушный римский император, который правил в 161 – 180 гг. нашей эры. Большую часть своего правления он провёл на окраинах империи и, чтобы сохранить своё душевное спокойствие, стал глубоким последователем стоической философии. После его смерти плоды его еженощных трудов были опубликованы и стали известны как знаменитые «Размышления», - вероятно, самый важный источник античной стоической философии. Однако, он об этом уже никогда не узнает.
- Сенека, учитель и советник Нерона (да, того самого, кто заставил его совершить самоубийство) и знаменитый ритор, сатирик, писатель и драматург. По современным меркам его можно назвать предпринимателем. Для своего времени он был довольно богатым человеком.
- Эпиктет был рождён рабом. Он знал, что такое мучения и заложил основу для борьбы с ними. Позднее он стал одним из самых почитаемых философов и даже непосредственно учил великого императора Марка Аврелия. Его лекции были записаны и опубликованы его учеником Аррианом под названиями «Беседы» и «Руководство».
Стоицизм, вероятно, можно назвать неофициальной религией римлян. Основателем стоической школы в Афинах стал Зенон Китийский, затем учение стало известно в Риме.
Его практиковали все, от императора до крестьян. Это было удобное и полезное учение, оно избавляло от чувства собственной ничтожности перед трудностями жизни.
Стоики всегда трезво смотрели на реалии жизни.
Если «проклятая жизнь» совсем уже достала тебя, стоики никогда не скажут: «не вешай нос» или «будь счастлив». Тебе никогда не посоветуют быть более позитивным.
Наоборот. Они верили, что не нужно пытаться надеяться на будущее, наоборот, надежду следует похоронить. Для стоиков надежда это эмоциональный наркотик, и чем выше ты взлетишь, тем больнее будет падать.
Стоики любят повторять, что несчастья это частые явления. Что да, любимый человек может тебя бросить, твою машину могут угнать, а сам ты можешь попасть в тюрьму, но что всё будет нормально. Они говорят, что жизнь полна несчастий, и тебе предстоит пережить их.
Они заявляли, что негативные чувства являются продуктом ошибочных суждений. Что наши ожидания относительно реальности были неправильными, и мы должны жить в соответствии с реальностью.
Для стоиков здоровое психическое состояние определяется способностью к здравомыслию и добродетели. В сообществе стоиков царит убеждение, что нами должны управлять не эмоции, а рациональность. Но это не значит, что следует полностью подавить свои чувства.
Это значит, что чувства следует переместить с места водителя на место пассажира. Забытый в наше гедонистическое время принцип жизни в согласии с природой.
Это значит, что пища нужна только для выживания и поддержания здоровья (прощай Instagram с его вкусными блогами), а секс - только для размножения (совершенно чудовищная мысль для моего разума миллениала).
Они верили, что обладание материальными благами превращает тебя в своего раба. Что покупка всё большего количества вещей приводит к беспокойству о том, как их содержать.
Тому, кто познал суть существования, для счастливой жизни не нужно почти ничего материального. Марк Аврелий
Ещё более спорной является их вера в самоубийство. Они считали, что человек вправе забрать свою собственную жизнь.
Фактически, когда Нерон, ученик Сенеки, ставший императором, попросил его совершить самоубийство, он и глазом не моргнул. В то время, как его жена и дети рыдали и цеплялись за него, он спокойно произнёс: «Какой смысл оплакивать части жизни? Вся жизнь взывает о слезах.»
Вы больше не видите пути к свободе? Он прямо перед вами. Нужно только перевернуть запястья. Сенека
Теперь, когда вы немного знаете, во что верили стоики, я полагаю, вы размышляете о том, как можно что-то из этого использовать в своей жизни.
Вот некоторые техники, которые использовались древними стоиками:
Негативная визуализация это акт представления потери того, что имеет для вас большое значение. Эта техника часто используется стоиками для того, чтобы избавиться от страха потери и уменьшить потрясение, когда потеря реально произойдёт.
Если вы боитесь потерять жену, представьте себе, что она уже покинула вас. Если вы боитесь потерять машину, представьте себе, что вы только что разбили её, врезавшись в столб. Если боитесь остаться без денег, представьте, что живёте на улице.
И спросите себя: «Это действительно то состояние, которого я боюсь?»
Смысл негативной визуализации в том, что, если вы представите себе потерю чего-то, то, когда это на самом деле случится, эмоциональная реакция будет намного слабее. Для вас это не будет неожиданностью. Потому что, несмотря на все наши старания предотвратить несчастья, они всё-таки случаются.
Несчастья сильнее всего ударяют по тем, кто не ждёт ничего кроме счастья. Сенека
Большинство из нас живут в гедонической адаптации. Мы стремимся удовлетворить свои желания, затем понимаем, что адаптировались к новому уровню счастья и уже хотим больше удовольствия.
Негативная визуализация поворачивает вспять процесс гедонической адаптации. Вместо того, чтобы желать то, чего у нас нет, она помогает нам хотеть то, что мы уже имеем. Представляя себе потерю конечности, любимого человека или наших материальных благ, мы начинаем испытывать благодарность к ним.
Стоики утверждают, что время от времени мы должны думать о том, что дорогие нам люди умрут. Эпиктет оставил нам совет: целуя ребёнка, помните, что он дан нам «на время, не навсегда», и что мы должны думать о возможности потерять этого ребёнка.
Эпиктет заявляет, что наш самый важный выбор в жизни это решить, чего опасаться, внешнего или внутреннего. Большинство из нас выбирают первое. Мы верим в то, что вокруг нас есть и хорошее и плохое.
Стоики верили, что всё положительное и всё плохое идёт изнутри нас. Что мы должны отказаться от благ внешнего мира, чтобы обрести спокойствие, свободу и умиротворение. Они верили, что желание по умолчанию делает нас несчастными, потому что мы хотим то, чего у нас нет. Что счастье и желание того, что есть настоящее, невозможны.
Техника, которую они использовали, чтобы справиться с этой неумолимой правдой, заключалась в том, чтобы изменить не мир вокруг нас, а свои желания. Чтобы убедить себя отказаться от желаний, стоики провозгласили, что нашим главным желанием должно стать предотвращение разочарования от невыполнимых желаний.
Эпиктет иллюстрирует эту идею моделью, которая называется «Дихотомия контроля». Дихотомия это простая истина, которую легко забывают – что некоторые вещи зависят от нас, а некоторые – нет. Сосредоточьтесь только на том, что в нашей власти.
Многие из нас имеют представление о том, чего они хотят в этом мире. И когда эти ожидания не сбываются, может появиться чувство, что вся вселенная против нас.
Стоики советуют, идя по жизни, принимать реальность такой, какая она есть, - или судьбу. Согласно Эпиктету, мы должны помнить, что мы - всего лишь актёры в пьесе, написанной не нами – нашими судьбами.
Мы не можем изменить свою роль в этой пьесе. Поэтому, вместо того, чтобы придумывать вещи, которые не случились, желайте, чтобы случились те события, которые происходят на самом деле.
«Большое утешение, что мы несёмся вместе со вселенной» Сенека
Марк Аврелий учил, что поступать иначе значит идти против природы. Что на своём жизненном пути мы должны любить людей, которых послала нам судьба, приветствовать любую возложенную на нас ответственность и принимать действительность.
Имей в виду, что это тот самый человек, который большую часть времени был занят войнами, которые ему приходилось вести.
Сенека утверждает, что мы должны периодически размышлять над событиями дня и над тем, как мы можем самосовершенствоваться (очень напоминает литературу по самосовершенствованию).
Эту идею он позаимствовал у своего учителя Секстия, который заявлял, что каждую ночь он задаёт себе этот вопрос:
- Какую из своих болезней ты сегодня вылечил? Какой ошибки ты избежал? Где ты можешь показать улучшение?
Сенека приводит несколько примеров ситуаций, в которые он это вставил. Вот один из примеров:
Когда он слишком агрессивно выговаривал кому-то, вместо того, чтобы назвать человека слабовольным, он дал совет себе. Он решил, что если будет выступать с конструктивной критикой, то он должен не только оценивать, насколько справедлива критика, но и способен ли человек её выдержать.
Лично я каждый вечер записываю свои размышления в дневник. Вот два вопроса, которые я задаю себе каждый вечер:
- За что я благодарен сегодня?
и
-Как я мог усовершенствоваться сегодня?
Мы можем многому поучиться у стоиков. Многие их техники, которые делают жизнь здоровой и эмоциональной, можно использовать ежедневно.
Их практичность и хорошо обоснованная позиция не перестают нас удивлять.