Среди детей, как и среди взрослых, встречаются представители всех типов темперамента. Есть взбалмошные холерики и тихие флегматики. Но кроме основных типов темперамента, люди также делятся в зависимости от психологических особенностей на два типа: экстраверты и интроверты.
В большинстве случаев уже с раннего детства человека можно отнести к тому или иному типу и узнать к какому типу относится ваш ребенок - интроверт он или экстраверт.
В большинстве случаев уже с раннего детства человека можно отнести к тому или иному типу и узнать к какому типу относится ваш ребенок - интроверт он или экстраверт.
Интроверты чувствуют себя опустошёнными, когда в их физическое пространство вторгаются.
Марти Ольсен Лэйни. Непобедимый интроверт.
Если они находятся среди людей, это само по себе отнимает у них энергию, даже если они ни с кем не взаимодействуют.
ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ: [скрыть]
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Интроверты – люди, для пополнения душевной энергии которых не нужны другие. Они получают подпитку от сна, духовной пищи (музыка, фильмы, искусство) и вполне могут обходиться долгое время без общения. Энергия направлена внутрь, на собственные чувства и переживания.
Среди детей существуют явные интроверты. Для правильного подбора методов воспитания, родителям нужно знать, каким типом обладает их ребенок. Заметить черты интроверта можно в самом раннем возрасте, даже на первом году жизни.
Вот несколько явных признаков ребенка-интроверта:
- К общению со сверстниками такие дети не расположены. Иногда это может быть им даже в тягость. К одиночеству относятся нормально, по этому поводу не переживают.
- Если ребенок совсем маленький, он может отказываться идти на руки к незнакомым людям. Также, скорее всего, зайдется слезами при слишком пристальном внимании толпы, например, на празднике.
- Некоммуникабельность порождает неуверенность. Такие дети также бывают не в меру обидчивы.
- Быстро устают на массовых мероприятиях, просятся домой на протяжении всего праздника.
- Часто творческие личности. Обладают яркой фантазией, хорошо рисуют. Могут проводить за этим занятием долгое время, даже в одиночестве.
Заметив такие черты у своего ребенка, не стоит бить тревогу. Это особенности психики и не является отклонением.
Ребенок, не бегущий играть в толпу детей, а проводящий время с игрушками, скорее всего не нуждается в огромном количестве общения, ему интересно самому с собой. Это нормально, и не стоит выталкивать его на площадку к ребятам, если малыш этого не хочет. При натиске ребенок-интроверт может замкнуться в себе.
Интроверты – это люди, которые быстро устают от общения. Чтобы восстановить силы, им необходимо проводить много времени наедине с собой. Нет ничего плохого в том, чтобы быть интровертом. Это не расстройство и не болезнь. По данным статистики, от 30 до 50% людей - интроверты, поэтому вы не одиноки!
Интроверсия – это черта, которая никогда не изменится. Вы можете расти и развиваться как личность, пытаться выйти из зоны комфорта, приобретать новые навыки и ставить амбициозные цели. Но ваш темперамент останется неизменным. Дети начинают проявлять признаки интроверсии (или экстраверсии) уже в возрасте 4 месяцев.
Хотя каждый ребенок и уникален, дети-интроверты имеют семь ярко выраженных характеристик:
Такие дети полагаются на свои внутренние ресурсы, не обращаясь к другим за поддержкой или руководством.
Они любят творческие игры, обладают живым воображением, и предпочитают играть в одиночку или с 1–2 близкими друзьями. Такие ребята проводят много времени в своей комнате за закрытой дверью, занимаясь чтением, рисованием или играя в компьютерные игры.
К сожалению, богатый внутренний мир является не только благословением. Он может приводить к чувству изоляции и отчуждения. Родители должны помочь маленьким интровертам убедиться, что их врожденный темперамент может стать источником силы.
Интроверты не боятся задавать сложные или «неудобные» вопросы. Они стремятся узнать, почему что-то происходит и в чем скрытый смысл событий.
Они хотят разобраться в себе и окружающих. Даже малыши могут спросить: «Что заставляет этого человека так вести себя?».
Дети-интроверты сначала долго наблюдают за игрой или каким-либо мероприятием, и лишь затем решают к нему присоединиться. Они проявляют нерешительность и осторожность, убегая или отступая при малейшей угрозе.
Они быстро покидают игру и с опаской воспринимают все новое и незнакомое. Зато дома, где они чувствуют себя комфортно, такие дети становятся оживленными и разговорчивыми.
Дети-интроверты опираются на собственные представления о том, что такое хорошо, а что такое плохо, а не следуют за большинством.
Эта особенность делает их менее уязвимым к давлению сверстников. Они не стараются понравиться, угодить лидеру или любой ценой быть принятыми в коллективе.
Как и взрослые, маленькие интроверты тяжело привыкают к новым людям. Сначала они кажутся сдержанными и нелюдимыми, но освоившись и чувствуя себя комфортно рядом с вами, такие ребята оживают и раскрепощаются. Они ценят дружбу и привязанность, искренне стараясь узнать людей на более глубоком уровне.
Дети-интроверты, как и взрослые, хорошие слушатели. Они внимательно выслушают и запомнят ваши слова. Сами они говорят тихо или делают паузы, сразу прекращая говорить, если их перебивают или поторапливают. Они могут отводить взгляд, когда общаются, чтобы собраться с мыслями, но возобновляют зрительный контакт, когда слушают.
Современное общество ценит экстравертов. Оно поощряет уверенность в себе, признание и внешние достижения, а не спокойное размышление и вдумчивость.
Когда малыши-интроверты идут в детский сад или школу, им приходится проводить 6–7 часов в день с 30 другими детьми, активно участвуя в групповой динамике. Это трудная задача для интровертов, поэтому в раннем возрасте они лучше обучаются дома.
Им проще адаптироваться к коллективу, когда они становятся старше.
Дети-интроверты имеют только одного или двух близких друзей, считая остальных просто знакомыми, потому что ищут глубоких отношений, а не широкого круга знакомств.
Они не будут общаться так активно, как их сверстники-экстраверты. Через некоторое время им потребуется уйти, чтобы подзарядиться энергией.
Слишком интенсивное взаимодействие и шумные игры часто заканчиваются слезами, нервным срывом или приступом плохого настроения.
Маленькие экстраверты, в отличие от интровертов, ведут себя по-другому:
- они говорят скороговоркой, громко и отрывисто, особенно когда нервничают или взволнованы;
- часто меняют тему разговора;
- изображают из себя всезнаек, даже если не имеют представления о предмете беседы;
- перебивают собеседника;
- придвигаются ближе к человеку, с которым разговаривают;
- отвлекаются или смотрят в сторону, когда слушают;
- очень выразительны в мимике и жестах;
- быстро начинают скучать и «отключаются», если разговор затягивается;
- считают большинство одноклассников своими друзьями;
- быстро осваиваются и уверенно чувствуют себя в незнакомых ситуациях;
- чувствуют заряд энергии и прилив сил после праздников, коллективных мероприятий;
- жалуются или чувствуют себя измученными, когда проводят много времени в одиночестве.
Если ваш ребенок интроверт, лучшее, что вы можете сделать для него – это признать и уважать его темперамент. Помогите ребенку разобраться, почему он чувствует усталость или раздражение после интенсивного общения.
Нет ничего плохого в том, чтобы проводить время в одиночестве. Никогда не позволяйте детям думать, что с ними что-то не так. Принимая маленьких интровертов такими, какие они есть, вы даете им уверенность, которая необходима, чтобы реализовать себя.
Дети-интроверты зачастую молчаливы, все держат в себе, но если они смогут довериться человеку, то становятся интересными собеседникамм и внимательными слушателями. Они спокойны, а благодаря усидчивости добиваются успехов в учебе легче, чем экстраверты.
- Новые знакомства вызывают у детей-интровертов стресс. Поэтому родителям стоит заранее готовить ребенка-интроверта к переменам обстановки.
- Родители должны относиться к такому ребенку более внимательно. Если предстоит поход в незнакомое место, есть смысл рассказать малышу о предстоящем событии, обсудить, кого он может там встретить. Рассказать, зачем нужна дружба и как она прекрасна.
- Дети-интроверты остро нуждаются в личном пространстве. Родители должны уважать желание ребенка иметь укромный уголок, где он сможет побыть наедине с собой и своими мыслями. Также стоит осторожно относиться к личным вещам малыша. Они многое значат для такого ребенка.
- Также в первое время важно помогать ребенку общаться с другими людьми, пока он не обрел умение находить общий язык. Может потребоваться, например, подвести малыша к другим детям на площадке и познакомить их.
- Не стоит заставлять ребенка говорить, когда он хочет молчать. Жизненную энергию интроверты восстанавливают, будучи внутри себя. А тратят, взаимодействуя с людьми. Поэтому, вполне возможно, что возвращаясь с шумного праздника, малыш будет молчать и не поспешит рассказывать о своих впечатлениях. Не стоит путать это с угрюмостью. Нежелание говорить не значит, что ребенок плохо провел день, просто он потратил слишком много сил, и сейчас ему требуется их восстановить.
- К новым ситуациям ребенок-интроверт привыкает не сразу. Нужно уважать его желание освоиться в новом коллективе или обстановке. Придя в гости, пусть немного поиграет в сторонке, если в компании много незнакомых детей. Привыкнув, он вольется в атмосферу. Главное для мамы – не оказывать давления во время такого «отстранения».
Без должного морального отдыха общение приносит детям-интровертам неприятные ощущения, истощают их.
Не стоит переживать, если ребенок - интроверт. С активной помощью родителей со временем малыш обретет необходимые навыки общения. А таланты, которыми богаты интроверты, найдут выражение в творчестве.
Стоит поощрять в таких детках самостоятельность, всячески им помогать в незнакомых ситуациях, а также подпитывать их интерес к обществу. Для родителей важно стать для такого ребенка надежной опорой в незнакомом мире.
Из интровертов вырастают прекрасные художники, психологи, писатели и дизайнеры, а также замечательные верные друзья!