Среди подобных слов — определения «интровертированность», «интроверт». Ими частенько пользуются, когда нужно охарактеризовать человека скрытного, замкнутого, погруженного в себя. Но справедливо ли подобное рассуждение?
Всегда ли интровертированность - это лишь только углублённость в себя, отрицание активных социальных связей? Давайте разберемся подробнее...
Отрицание – мощный прием.
Литературные источники утверждают, что термин «интроверт» существовал в словарях Англии уже в середине XVIII века. Слово это «расшифровывает» само себя: intro на латыни значит «внутрь», а verto — «поворачивать». То есть, получается — поворачивающий внутрь, обращённый внутрь.
В современную науку термин ввёл корифей психологии и психотерапии, Карл Юнг. Он, будучи в определённой мере учеником знаменитого Фрейда, развивал и по-своему трактовал фрейдовское учение о движущей силе человеческой жизни — либидо. Но если Фрейд рассматривал либидо преимущественно проявлением человеческой сексуальности, Юнг пошёл дальше, сделав либидо фактически синонимом всей энергии, которой пользуется человек на протяжении жизни.
Карл Юнг в своих изысканиях пришёл к выводу, что все типы людских характеров можно разделить на две, совершенно различные, группы. Одни люди направляют свою жизненную энергию на окружающий мир, как бы наружу, вне себя, и здесь реализуют свой жизненный потенциал.
Вторые направляют её внутрь, в глубины своей личности, своего Я. Здесь, внутри своего мира, среди «родных холмов», они подпитывают энергию своей жизни, применяют и используют её. Первую группу Юнг назвал «экстравертами», вторую — «интровертами».
В дальнейшем, многие видные психотерапевты воспользовались находкой Юнга, развивали и усложняли его взгляды. «Неразлучную парочку», интроверсию и экстраверсию, использовали в психологии и психиатрии, медицине и социологии.
Каждая из этих наук видела в интровертированности какие-то свои нюансы, хотя в целом трактовки понятия оставались схожими.
Психология, как уже отмечалось выше, подарила миру рассматриваемое нами понятие. Сейчас существуют различные психологические определения этого термина, но они сводятся примерно к следующему:
Интровертированость (или интроверсия) — это одна из базовых черт личности, выраженная в обращённости человека к своему внутреннему миру; поглощённость человека своими переживаниями, и как следствие — ослабление его внимания к процессам и явлениям, происходящим вокруг.
Любопытно, что в современной психологической науке имеются два, существенно различающихся, взгляда на природу интровертированности:
- Первый можно назвать «юнговским». Его последователи считают, что интровертам не хватает жизненной энергии: они, подобно черепахам, прячутся в свой «панцирь», чтобы не растрачивать жизненную силу в контактах с внешним миром.
- Второй подход развил крупный психотерапевт Ганс Айзенк, и у него нашлось много учеников. Они считают, что интроверты, наоборот, изначально имеют высокую жизненную активацию. Социальные контакты только усиливают её, порождая во внутреннем мире человека всё новые проблемы и конфликты.
Поэтому интроверты избегают контактов с внешним миром, чтобы не повышать свою изначальную активацию, с которой они не могут справиться.
Понять различие этих подходов можно на простом примере:
Если после шумной вечеринки интроверт устал, и хочет остаться в одиночестве, то «юнговцы» скажут — он растратил слишком много энергии, ему нужно уйти в себя, восстановиться, снова напитаться жизненной силой.
«Айзенковцы» рассудят иначе: он получил много новой информации, его и без того высокая активация возбудилась, получив пищу для размышлений, поэтому ему нужен покой, чтобы немного «сбить волну», осмыслить полученное.
Интроверты, то есть люди, склонные к интровертированности, выявляются в психологии при помощи специально разработанных анкет и тестов. В этих тестах оценивается ряд качеств, таких как общительность, честолюбие, инициативность, стеснительность, и множество других. Понимая, насколько они выражены или неразвиты у человека, можно судить о его интровертивности.
Считается, что среди людей интровертов всего примерно четверть, остальные — экстраверты. Впрочем, всегда важно понимать, что эти качества не живут в человеке абсолютно раздельно: каждый из нас имеет черты интроверта, равно как и экстраверта. Всё дело только в их соотношении.
В самом начале мы сравнили интроверта с айсбергом. Известно, что подплывая к айсбергу, люди на корабле видят только относительно небольшую его часть. Основная же — скрывается под толщей воды.
Интровертированность личности указывает на то, что его истинную сущность невозможно определить беглым взглядом, с ходу. Вот почему интровертов ошибочно считают застенчивыми, нелюдимыми.
На самом деле, интроверты — это люди сложные, разнообразные и глубокие. Кто-то удачно сказал, что в каждом интроверте прячется гений. Интроверт всегда ставит свой внутренний мир выше, чем внешний. Он много думает, ведёт с собой сложные внутренние диалоги, внутри себя ему всегда «есть чем заняться».
Он не стремится к общению с людьми не потому, что застенчив, а потому, что, во-первых, часто ему это просто не интересно, а во-вторых, он опасается, что другие его не поймут.
Станьте интересным для интроверта, покажите, что понимаете его переживания и размышления, и вы сразу получите отличного собеседника: вдумчивого, анализирующего, умеющего и рассказать, и слушать. К тому же, к вашему удивлению, молчун может оказаться весьма словоохотливым!
Интроверт, подобно роднику, не нуждается в непосредственных внешних источниках. Он питает сам себя, скрупулёзно собирая отовсюду информацию, при этом часто оставаясь в тени. Придя в незнакомое место, такой человек, чаще всего, сядет где-то в сторонке, или сзади, оставаясь незаметным.
Но он будет внимательно слушать, анализировать, и впоследствии окажется, что запомнил он намного больше, чем те, кто сидел в первых рядах и был внешне активен.
Вот ещё несколько типичных примеров того, на что указывает интровертированность личности:
- У таких людей обычно мало друзей, но зато они те, кого принято называть «настоящими»;
- Их часто ошибочно считают слабыми, безвольными. На самом деле, они просто избегают конфликтов, уступая окружающим во многих вещах. Но в том, что интроверт считает важным, он будет упорствовать, и не сдаст своих позиций. Фактически, переубедить его, как это ни странно, значительно сложнее, чем экстраверта.
- Также ошибочно считать интровертов неуверенными в себе. Да, они нередко таковыми бывают, впрочем, как и экстраверты. Но часто кажущаяся неуверенность — это попытка оттянуть время, чтобы ещё раз всё взвесить и проанализировать. Интроверты всё делают основательно, продуманно.
Таким образом, интровертированность — это явление, значительно более сложное, чем принято считать на обывательском уровне. Интроверты, являясь по своей природе отличными аналитиками, способны решать сложные научные задачи, требующие усидчивости, глубокой веры в себя. А их склонность к «внутреннему созерцанию» способствует тому, что такие люди часто уходят в творческие профессии.
Хотя интровертов значительно меньше, чем экстравертов, они составляют существенную часть людей, обогативших человеческую культуру и науку. Например, интровертами были Эйнштейн, Ньютон и Дарвин — несомненные научные гении. А среди творческих личностей — Гоголь, Кафка, Лермонтов, всех не перечесть!
Интересно, что такие «киты» современного информационного мира, как Билл Гейтс, Ларри Пейдж, Стив Джобс — тоже интроверты! Являясь, по сути, творцами современной информационной революции, они по своей природе люди необщительные. В этом есть некая ирония судьбы, и даже загадка.
Возможно, времена тоже бывают интровертивными и экстравертивными? Наши дни, несомненно, развивают в людях экстраверсию. Они требуют: не стесняйся, предлагай себя, будь открытым и уверенным, будь коммуникабельным, налаживай связи! Этот мир словно «выживает» интровертов, уничтожает их жизненное пространство.
Но есть интернет, виртуальные миры, где люди много и легко общаются, но словно «понарошку», не по-настоящему. Может быть, именно интернет — то место, куда уйдут современные интроверты, убегая от активного «экстравертного» мира? И возможно, этот мир, изживая интровертов, станет для них, как ни парадоксально, тем толчком, который позволит «тихому» миру интровертов постепенно подчинить себе всю людскую цивилизацию? Ведь эти люди — вспомним — весьма упорны в своих делах!