Каждый человек что-то умеет. Кто-то прекрасно готовит, некоторые люди хорошо справляются с ландшафтным дизайном. Кто-то пишет хорошие статьи, публикации, книги, а некоторые зарабатывают огромные деньги на фондовых биржах.

С самого детства мы учимся чему-то. Сначала мы обретаем навыки ходьбы, потом обучаемся навыку знания родного языка. Уже к 4–5 годам мы им владеем на достаточном уровне. Потом мы идем в школу и обретаем навыки счета, письма и так далее.

Всё это - навыки человека. Без них в этой жизни никуда.
Всякое дело совершенствуется овладением техники.
Всякий навык достигается упражнением.
Гиппократ

Навыки у человека могут быть разными. Главное их развивать!


Простые и комплексные навыки

Навыки приобретаются и развиваются с детстваСовременные дети обучаются компьютеру, который в себе совмещает множество других навыков. Это может быть владение текстовыми процессорами, средами программирования, мультимедийными проигрывателями. Это комплексный навык. В отличие от простого, его на полную освоить достаточно тяжело и редко кто разбирается во всех его аспектах. Чаще всего обретается какая-то специализация и человек в ней плавает, как рыба в воде.

Например, редко кому нужно осваивать программирование. Поэтому многие игнорируют знание компьютера на уровне разработчика программ. Зато на уровне пользователя (начинающего, продвинутого), знают его очень многие. Даже пенсионеры, которые с техникой дружат достаточно редко, неплохо ориентируются в основных моментах на компьютере. Общение в социальных сетях с родственниками, друзьями, например, им дается легко.

 

Теоретические навыки

К теоретическим навыкам относится все то, что связано с абстрактным материалом, но на практике его применять не умеют. Так, знание молекулярной биологии – это также навык. Для любого навыка характерна легкая ориентировка в его сути. Навык может считаться освоенным только тогда, когда человек не чувствует, что он выполняет какую-то деятельность.

Например, человек, который научился писать, делает это уже на автомате. Ему не нужно думать, как соединять буквы, как их рисовать. Благодаря этому человек может обретать способность писать тексты. Ведь, как можно написать качественный, связный и грамотный текст, если человек постоянно думает о том, как нарисовать букву?

 

Пример навыка современного писателя

Писательский навыкТакже, например, и с набором текстов на компьютере. Когда человек ищет каждую клавишу перед тем, как ее набить на экране, он не может думать о содержании текста. Он сбивается с мысли, предложение становится несвязным. Ведь, думает человек при написании материала, если он освоил этот навык, не словом и даже не предложением. Он думает целыми абзацами. Он может держать в своей голове за один раз целую структурную часть статьи.

И когда писатель освоил этот навык, то у него даже не возникает вопроса «А как писать?». Он уже умеет, получил свой авторский стиль и пишет, согласно ему. Это уже больше, чем абстрактные знания, какие художественные средства лучше применимы в каких-то моментах. Это практика. Вот мы и пришли плавно к практическим навыкам.

 

Практические навыки

Это такие навыки, которые основаны прежде всего на собственном опыте человека. Они также характеры автоматизированностью, но чтобы ее получить, нужно приложить намного больше усилий. Например, на освоение слепого метода или скорочтения на должном уровне может понадобиться несколько лет регулярных тренировок или непосредственно практической деятельности.

Причем тренировки дают полноценный результат лишь на первых этапах. Любой тренажер, с которым работает человек, имеет свойство абстрагированности от реальной деятельности. С самого начала действительно, он выполняет свои функции на должном уровне. Но потом человеку уже нужна непосредственно практика, привязанная к ее роду.

Но практика нужна как теоретическим навыкам, так и практическим. Ведь, как можно свободно ориентироваться в физике, если не решить ни одной задачки (которая по сути тоже является тренажером), не учить днями материала? Запомните главное правило – освоение любого навыка происходит только через практику, после которой происходит переход произвольного внимания в послепроизвольное.

 

Термины внимания

Что это за термины, которые были в последнем предложении. Дело в том, что наше внимание бывает, непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.

 

Непроизвольное внимание

Характерно для безусловных реакций на внешние раздражители. Например, ударила где-то дверь, вы отвлеклись, послушали, поняли причину этого явления, и вернулись к своей работе.
Некоторые непроизвольные раздражители настолько интенсивны, что невозможно отреагировать на них пару секунд, а потом продолжить работу. Чтобы это сделать, нужно применить произвольное внимание, которое характеризуется напряжением волевых усилий для обеспечения определенной реакции.

Вспомните, как вы учились кататься на велосипеде. С самого начала вам нужно было выполнять одновременно множество действий: крутить педали, держать равновесие, следить за ямами, совершать повороты, чтобы не упасть. Это все было очень сложно, вам приходилось бешено концентрировать произвольное внимание. Временами непроизвольные раздражители доминировали, вы отвлекались, и падали.

 

Послепроизвольное внимание

Вам казалось, что вы никогда не научитесь кататься на велосипеде. Но со временем вы спокойно отвлекались на другие раздражители, общались с людьми, могли даже одной рукой держать руль, а другой разговаривать по телефону. Если попадалась какая-то яма, то ее даже уже объезжать не нужно было. Вы уверены в том, что не потеряете равновесия.
Вот здесь включилось послепроизвольное внимание, для которого характерен автоматизм действий. Теперь даже при отвлечении человека и при наличии неблагоприятных факторов качество работы не пострадает. Если эмоциональный фон неблагоприятный у человека, он все равно сможет делать прекрасные вещи. Если человека одолела лень, то она не помешает делать что-то. Ведь человек уже не думает о том, что делает. Он просто делает и из-под его руки получаются совершенные вещи.

 

Что значит качественно и быстро?

Считается, что любое действие можно выполнять идеально лишь при условии, что всё внимание сосредоточено только на нем. На самом деле, это не совсем так. Это характерно лишь для той деятельности, навык выполнения которой еще не приобретен. Тогда действительно рассредоточение внимания играет плохую шутку как с процессом обучения, так и с самой деятельностью.

Многие люди стремятся быстро делать что-то. Но на самом деле так не бывает. Быстрая работа может быть выполнена только при наличии автоматизма, то есть, когда навык сформирован. Что такое быстро? На самом деле, у каждого это понятие индивидуально. Все зависит от его задатков. Очень важную роль здесь играет темперамент. Так, холерики способны выполнить любую задачу наиболее быстро, а меланхолики не умеют работать с такой скоростью.

Поэтому при проверке, быстро человек выполняет работу, или нет, нужно смотреть в первую очередь не на цифры на секундомере, а на свои субъективные ощущения. Важно, чтобы работа не чувствовалась. Только тогда можно говорить о ее скорости. Но нет ничего плохого, чтобы соревноваться с собой в плане быстроты выполнения действий.

 

Технологии использования навыка

Каждый навык имеет свою технологию реализации. Поэтому эти цифры нужно повышать не концентрацией внимания на скорости, что возможно без потери качества только тогда, когда человек и так хорошо справляется со своей задачей. Это нужно делать как раз за счет технологии. Нужно подумать, какие сопутствующие навыки помогут ускорить усвоение этого и в перспективе способно повлиять на скорость выполнения этой задачи.

У каждого навыка эти технологии свои. Например, для современного писателя существенно улучшить качество письма способны ораторские навыки, слепой набор текста и скорочтение. Для программирования также поможет слепой набор, но при этом нужно уметь эффективно составлять алгоритмы и отлаживать программы. Для того же ораторского искусства сопутствующими навыками будет актерское мастерство, умение вести себя на сцене, навык контакта с аудиторией.

 

Стадии развития навыка

Навык развивается, благодаря упорству и труду

А как же узнать, на какой стадии своего развития определенный навык находится у вас? Для этого существуют определенные критерии. Итак, разберемся со стадиями развития каждого навыка. Важно отметить, что идеальной автоматизации можно добиться только через несколько лет, а то и десятков лет, если постоянно работать над совершенствованием своего навыка. Некоторые работают десятилетиями и делают все плохо как раз из-за того, что они не работают над собой.

 

Нулевая стадия – этап неофита

Человек впервые столкнулся с деятельностью. Для такого человека характерен страх в подавляющем числе стадии. Стадия неофита – это явление сугубо индивидуально и чаще всего ее вынуждены пройти те люди, которые по своей натуре консервативны и не уверенны в себе. Но не у всех она есть, поэтому ее можно считать нулевой.

 

Первая стадия – этап ученика

Человек уже познакомился со своей деятельностью, немного страха убавилось. Человек понял, что если приложить определенные усилия, навык будет достигнут через какое-то время. При этом у человека почти нет ни теоретического, ни практического опыта. Поэтому ему приходится учиться делать даже самые основные моменты.
У писателя это может быть написание связного предложения. В математике это является арифметикой, в лингвистике можно считать основные моменты в стилистике, орфографии, пунктуации. В футболе это может быть общая физическая выносливость, навыки владения мячом и так далее.

 

Вторая стадия - этап новичка

Человек уже ориентируется в базе и часто думает, что теперь он может свернуть горы. Как правило, этого не происходит. Некоторые на этом этапе не думают так, и такие люди переходят в следующую стадию. Ну а для этого этапа характерно познание теоретической базы, обретение в идеале теорией. Этап новичка чаще всего длится 4–6 лет, в зависимости от того, сколько лет нужно проучиться в институте.

 

Третья стадия – этап специалиста

На этой стадии человек уже освоил всю теорию, которую только можно, и теперь начинает стараться применять эти навыки на практике. В принципе, эта стадия аналогична второй, но человек получает практические навыки, знания и опыт. Он чаще всего соответствует уходу работать по специальности после института или интернатуре в медицинских ВУЗах с последующими десятью годами работы.

 

Четвертая стадия – профессионализм

Человек уже владеет практическими навыками, делает это на автоматизме. Но особые случаи в своей деятельности человека сбивают с толку и он, привыкший, что у него все получается, внезапно получает мощнейший стресс. Все-таки профессионализм еще не есть идеалом. Он хорошо умеет делать многое, но не все.

 

Пятая стадия – мастер

Естественно, сложные ситуации в деятельности случаются и у мастеров, но их процент меньше единицы. Такой человек не только умеет делать что-то, но еще при этом находит интересные подходы к выполнению какой-либо деятельности. Это зона профессиональной креативности. Человек может не только мастерски выполнять свою работу, выполнение которой почти незаметно для окружающих, но еще при этом способен обучить других. Как правило, раньше 50 лет мастерами не становятся. Для становления человека как мастера нужно посвятить этой деятельности хотя бы 25 лет.

Способность контролировать свои эмоции, пожалуй, самый полезный навык для общения.
Но самый вредный для здоровья...
Автор неизвестен

 

Резюмируя

Важно понимать, что эта картина достаточно абстрагированная от реальности и имеет высокую степень обобщения. На самом деле не все так однозначно. Например, люди, у которых есть талант в определенной деятельности, могут пройти все эти этапы намного быстрее. Поэтому нужно учитывать индивидуальные особенности человека при его определении в одну из групп.

·

А Вы видите в себе какой-то один основной навык?
Вопросы и Ответы
Комментария к материалу: 4
  1. Виктория
    Получила высшее образование, достойную профессию, но поняла, что не использую и части своего потенциала. Время утекает бесследно, пока я трачу его на просиживание в кабинете. Осознала свое настоящее призвание, и понеслось. Специалистом меня не назовешь ни в скорочтении, ни в быстрой печати, ни в ораторском искусстве. Во всем я пока новичок. Но без этих навыков не смыслю своей жизни. Для меня главное, что я от процесса обучения получаю удовольствие и вижу пользу, применения эти умения на практике. Стать мастером определенного навыка можно и в более сжатые сроки. Уверена, что докажу это своим примером.
  2. Ольга
    Статья интересная. Вообще психология мне нравится. Но не соглашусь с тем, как долго длится каждая стадия развития навыка. В современном мире люди стали развиваться гораздо быстрее. Сейчас открывается большое количество школ, академий, проводятся различные мастер-классы. Их цель - развить у человека какие-либо навыки как можно быстрее! Ды даже если взять современное образование - больше нет специалистов, которые получали образование 5 лет, теперь бакалавры, которые учатся 4 года. А если взять спортсменов, то мы увидим, насколько стали моложе олимпийские чемпионы. Соответственно, время каждой стадии можно сокращать как минимум вдвое!
  3. Евгения
    А вот интересно, надолго ли задерживаются теоретические навыки в нашем сознании-подсознании? Без практики, тренировок, применения на деле теория обесценивается и забывается. И про стадию неофита смешно. Неуверенные и пугливые люди, как показывает та же практика, дальше просто не развиваются. Без проблем эту стадию проходят как раз те самые талантливые люди, все остальные в чем-то должны себя преодолевать, чтобы двигаться дальше.
  4. Богдан
    Прекрасная статья,всё разложено по полочкам.Мне,как человеку без глубоких познаний в этой сфере даёт начало пути для такого образа самосознания. Спасибо автору!
Оставить свой комментарий
Новое на сайте
Какие фильмы должна посмотреть каждая женщина?
ЦПД в МВД тесты онлайн - 2024 (с ответами)
Как узнать, что жена изменяет?
Абьюзивные отношения - психологическому насилию нет места в любви!
Яппи - Кто Это Такие?
Передача мыслей и эмоций другому человеку. Возможно ли это?
^