Пять главных талантов для успеха: умение сосредоточиться, осторожность, организованность, новаторский подход и общение.
Гарольд Дженин.
Общение – взаимодействие между несколькими людьми, оказывающими друг на друга речевое и неречевое воздействие. В результате такого взаимодействия между участниками формируется психологический контакт, а впоследствии и определённые отношения.
В разных ситуациях общением достигаются настолько разные цели, что функции общения уже давно стали предметом изучения психологов. В психологии функции общения принято делить на группы в зависимости от производимого эффекта:
- Информационно-коммуникативные функции (обмен и принятие информации между людьми, происходящий на разных уровнях: от просто обмена сообщениями для взаимного информирования, до принятия совместных решений и обучения одного человека другим).
- Регуляционно-коммуникативная (регуляция собственного поведение и поведения других людей. Особенно ярко эта функция проявляется при совместной деятельности).
- Аффективно-коммуникативная (выражение эмоций, обмен эмоциями).
В структуре общения специалисты-психологи выделяют 3 стороны:
- Коммуникативная сторона общения.
Непосредственно обмен информацией, знаниями, идеями между общающимися. Обмен информацией происходит не только за счёт вербальных средств (слов), но и за счёт невербалики, то есть неречевых средств (жесты, мимика, интонации, поза). Невербальный компонент общения является бессознательным, поэтому с помощью него всегда транслируется самая достоверная информация. Основная функция невербального общения – обмен информацией о том, что происходит здесь и сейчас, выражение истинного эмоционального отношения к предмету обсуждения и вообще к ситуации общения. Через невербальный канал мы получаем до 80% всей информации. Именно поэтому так сложно полноценно общаться виртуально, ведь такое общение оказывается лишено главного.
- Перцептивная сторона общения.
Взаимное восприятие друг друга партнёрами по общению, установление взаимопонимания. В общении очень важно восприятие и внешних признаков собеседника, и его личностных черт, и его поведения. В процессе коммуникации люди стремятся понять цели, мотивы, установки партнёра по общению.
- Интерактивная сторона общение
Налаживание взаимодействия между общающимися.
Для того чтобы общение приводило к достижению поставленных целей, оно должно состоять из нескольких этапов:
- Установление контакта. Речь не всегда идёт о знакомстве. В любой беседе даже со знакомыми людьми очень важно сначала расположить к себе собеседника, снять имеющиеся коммуникативные барьеры.
- Содержание. Непосредственно изложение информации. Если обсуждение не складывается, значит, есть смысл продолжить работать над установлением контакта.
- Обсуждение проблемы. Взаимное высказывание мнений, попытка понять друг друга.
- Договор. Вынесение какого бы то ни было совместного решения, выработка единого мнения, договорённость о взаимных уступках.
- Выход из контакта.
Мастерство эффективного общения оттачивается непосредственно в процессе коммуникации. Существуют некие общие правила, выполнение которых поможет вам эффективно общаться на разных уровнях, разрешать конфликты и уметь поддерживать общение разного формата с разными людьми.
- Поддерживайте зрительный контакт с собеседником. Лучше направить взгляд на лицо, перемещая его с глаз на рот говорящего и обратно. Прямой взгляд в глаза всегда воспринимается как агрессия и может провоцировать лишнее напряжение.
- Используйте приёмы активного слушания. Показать, что вы сосредоточены на общении и слушаете собеседника можно как с помощью слов («да», «ага», повтор последней сказанной реплики), так и с помощью невербалики (кивки головой).
- Давайте собеседнику обратную связь. Это могут быть уточнения («Я правильно понимаю, что…»), перефразирование (повтор основной идеи сказанного другими словами), интерпретации (попытка понять, что за переживания и эмоции стоят за словами собеседника).
- Называйте собеседника по имени. Любимое слово каждого человека – это его имя. Обращение по имени способствует установлению хорошего контакта.
- Используйте Я-сообщения, если делаете замечание или критикуете (не «Ты меня расстроил», а «Я расстроился, когда ты сделал…»).
- Высказывая критику, адресуйте её конкретному поведению собеседника, а не как личности (не «Ты плохой», а «Мне неприятно, когда ты делаешь так-то. Я считаю, что это плохой поступок»).
Начинать использовать эти простые правила лучше в знакомой и безопасной обстановке, в своей семье, а затем переходить к более сложным ситуациям. Понимание функций и структуры общения позволит вам дифференцировано оценивать свои успехи на поприще эффективных коммуникаций и видеть, в чём вы более сильны, а над чем ещё предстоит работать и самосовершенствоваться.
- Интерактивная сторона общение
- Перцептивная сторона общения.