Группа — это своего рода семья. Эти небольшие причуды, которые есть у всех, эти маленькие слабости постепенно начинают раздражать. Нужно учиться жить вместе и принимать друг друга, и хорошее, и плохое.
Дэвид Гаан.
По мнению исследователей, в пределах различных социальных групп люди реализуют свою потребность в общении. Человека можно отнести к тому или иному сообществу по нескольким признакам:
- Место жительства.
Род деятельности.
Образование.
Взгляды и ценности.
Роль в обществе.
Люди, которые постоянно контактируют друг с другом и прилагают усилия для достижения общих целей, могут считаться членами одной группы. Исследователи отмечают, что более тесные социальные связи между индивидами устанавливаются именно в процессе их совместной деятельности.
- Особенности внутренней организации.
Ценности, которые поддерживает группа.
Способы воздействия на членов сообщества.
Признаки, отличающие данную группу от других.
Общие задачи, на реализацию которых направлена деятельность участников.
Каждый человек в разные периоды своей жизни принадлежит сразу к нескольким социальным сообществам. Наиболее распространённые примеры различных групп: семья, школьный класс, коллектив на работе и др.
Психологи, которые давно занимаются исследованием этого социального явления, пришли к выводу, что людей, в первую очередь, объединяют общие интересы.
Она основывается на трёх составляющих:
- Статусно-ролевые отношения: вступая в определённую группу, человек либо соглашается, либо отвергает, предложенную ему роль.
Профессиональные качества человека: образование и квалификационный уровень во многом определяют направленность деятельности того или иного сообщества.
Пол и возраст участников: женские и мужские коллективы отличаются разным восприятием окружающей действительности. Прекрасный пол реагирует на любые проявления более эмоционально, представители сильной половины отличаются большей сдержанностью.
Общение в пределах одной группы не может быть однородным, поскольку в коллективе собрались люди, разные по характеру, темпераменту, взглядам на жизнь и другое. Коммуникация между членами одной социальной группы – это сложный процесс, в основе которого – стремление к взаимопониманию.
В зависимости от особенностей группы, психологи выделяют три типа:
- Позитивная: во время общения положительные качества собеседника выступают на первый план.
- Негативная: человек видит только отрицательные стороны личности оппонента.
- Адекватная: происходит объективная оценка личности собеседника.
Специалисты рекомендуют, выстраивая процесс коммуникации, применять адекватную установку на общение. Именно такой сбалансированный подход позволит вам избежать многих трудностей, которые могут возникнуть во время общения с членами той или иной социальной группы.
Вступая в диалог с другими членами сообщества, люди, сами того не замечая, активизируют глубинные психологические механизмы:
- Усиление эмоционального состояния участников в процессе коммуникации.
Индивидуальное или групповое внушение.
Подражание: бессознательное или целенаправленное повторение жестов и мимики собеседника.
Стремление к тому, чтобы проявить себя лучше, чем другие.
Убеждение собеседника: выстраивание цепочки аргументов
Опытный лидер или руководитель любой социальной группы, зная структурные особенности коллектива и умело используя психологические механизмы, сможет наладить процесс общения внутри такой группы.
- Статусно-ролевые отношения: вступая в определённую группу, человек либо соглашается, либо отвергает, предложенную ему роль.
Профессиональные качества человека: образование и квалификационный уровень во многом определяют направленность деятельности того или иного сообщества.
Пол и возраст участников: женские и мужские коллективы отличаются разным восприятием окружающей действительности. Прекрасный пол реагирует на любые проявления более эмоционально, представители сильной половины отличаются большей сдержанностью.
- Особенности внутренней организации.
Ценности, которые поддерживает группа.
Способы воздействия на членов сообщества.
Признаки, отличающие данную группу от других.
Общие задачи, на реализацию которых направлена деятельность участников.