Главные правила и функции эффективного общения в психологии

Функции общения в социальной психологии

Пять главных талантов для успеха: умение сосредоточиться, осторожность, организованность, новаторский подход и  общение.
Гарольд Дженин.
Развитость навыков общения во многом определяет, насколько успешным будет человек, потому что социальные контакты пронизывают нашу жизнь насквозь. Совершенствовать свои коммуникативные навыки лучше тогда, когда есть уверенное знание, что такое общение и зачем оно нам необходимо.

Эффективное общение как залог социальной успешности

Общение – взаимодействие между несколькими людьми, оказывающими друг на друга речевое и неречевое воздействие. В результате такого взаимодействия между участниками формируется психологический контакт, а впоследствии и определённые отношения.
В разных ситуациях общением достигаются настолько разные цели, что функции общения уже давно стали предметом изучения психологов. В психологии функции общения принято делить на группы в зависимости от производимого эффекта:

  1. Информационно-коммуникативные функции (обмен и принятие информации между людьми, происходящий на разных уровнях: от просто обмена сообщениями для взаимного информирования, до принятия совместных решений и обучения одного человека другим).
  2. Регуляционно-коммуникативная (регуляция собственного поведение и поведения других людей. Особенно ярко эта функция проявляется при совместной деятельности).
  3. Аффективно-коммуникативная (выражение эмоций, обмен эмоциями).

Структура общения

В структуре общения специалисты-психологи выделяют 3 стороны:

  • Коммуникативная сторона общения.

    Непосредственно обмен информацией, знаниями, идеями между общающимися. Обмен информацией происходит не только за счёт вербальных средств (слов), но и за счёт невербалики, то есть неречевых средств (жесты, мимика, интонации, поза). Невербальный компонент общения является бессознательным, поэтому с помощью него всегда транслируется самая достоверная информация. Основная функция невербального общения – обмен информацией о том, что происходит здесь и сейчас, выражение истинного эмоционального отношения к предмету обсуждения и вообще к ситуации общения. Через невербальный канал мы получаем до 80% всей информации. Именно поэтому так сложно полноценно общаться виртуально, ведь такое общение оказывается лишено главного.

    • Перцептивная сторона общения.

      Взаимное восприятие друг друга партнёрами по общению, установление взаимопонимания. В общении очень важно восприятие и внешних признаков собеседника, и его личностных черт, и его поведения. В процессе коммуникации люди стремятся понять цели, мотивы, установки партнёра по общению.

      • Интерактивная сторона общение

        Налаживание взаимодействия между общающимися.

        Для того чтобы общение приводило к достижению поставленных целей, оно должно состоять из нескольких этапов:

        • Установление контакта. Речь не всегда идёт о знакомстве. В любой беседе даже со знакомыми людьми очень важно сначала расположить к себе собеседника, снять имеющиеся коммуникативные барьеры.
        • Содержание. Непосредственно изложение информации. Если обсуждение не складывается, значит, есть смысл продолжить работать над установлением контакта.
        • Обсуждение проблемы. Взаимное высказывание мнений, попытка понять друг друга.
        • Договор. Вынесение какого бы то ни было совместного решения, выработка единого мнения, договорённость о взаимных уступках.
        • Выход из контакта.

        Главные правила эффективного общения

        Мастерство эффективного общения оттачивается непосредственно в процессе коммуникации. Существуют некие общие правила, выполнение которых поможет вам эффективно общаться на разных уровнях, разрешать конфликты и уметь поддерживать общение разного формата с разными людьми.

        1. Поддерживайте зрительный контакт с собеседником. Лучше направить взгляд на лицо, перемещая его с глаз на рот говорящего и обратно. Прямой взгляд в глаза всегда воспринимается как агрессия и может провоцировать лишнее напряжение.
        2. Используйте приёмы активного слушания. Показать, что вы сосредоточены на общении и слушаете собеседника можно как с помощью слов («да», «ага», повтор последней сказанной реплики), так и с помощью невербалики (кивки головой).
        3. Давайте собеседнику обратную связь. Это могут быть уточнения («Я правильно понимаю, что…»), перефразирование (повтор основной идеи сказанного другими словами), интерпретации (попытка понять, что за переживания и эмоции стоят за словами собеседника).
        4. Называйте собеседника по имени. Любимое слово каждого человека – это его имя. Обращение по имени способствует установлению хорошего контакта.
        5. Используйте Я-сообщения, если делаете замечание или критикуете (не «Ты меня расстроил», а «Я расстроился, когда ты сделал…»).
        6. Высказывая критику, адресуйте её конкретному поведению собеседника, а не как личности (не «Ты плохой», а «Мне неприятно, когда ты делаешь так-то. Я считаю, что это плохой поступок»).

        Начинать использовать эти простые правила лучше в знакомой и безопасной обстановке, в своей семье, а затем переходить к более сложным ситуациям. Понимание функций и структуры общения позволит вам дифференцировано оценивать свои успехи на поприще эффективных коммуникаций и видеть, в чём вы более сильны, а над чем ещё предстоит работать и самосовершенствоваться.

Оригинал: https://psymod.ru/psikhologiya-obshcheniya/social/121-funkcii-effektivnogo-socialnogo-obscheniya.html