Ведь им приходится общаться не только с клиентами социальных служб и своими коллегами, но и с представителями разных уровней власти и организаций.
Можно говорить о том, что соцслужащие используют три вида общения:
- деловое;
консультативное;
интимно-личностное.
Это, пожалуй, самая главная сторона общения для работника социальной сферы, ведь он очень часто выступает в роли консультанта по самым разным вопросам. Это могут быть и психологические проблемы, и юридические, и экономические, и вопросы с трудоустройством.
В чем же проявляется специфичность консультирования? Она состоит в том, что это именно двухстороннее намеренное общение между клиентом и консультантом, которое обычно представляет собой доверительную беседу. Главная цель такого общения – предоставить психологическую помощь порой вполне здоровым людям, которые испытывают затруднения в процессе решения жизненных проблем. Кроме того, это может быть также помощь в правовых, экономических и других вопросах.
Социальному работнику приходится строить свое общение с клиентами исходя из того, по какой причине к нему обратились. Нужно отметить, что консультативное общение, конечно же, отличается от и от делового, и от интимно-личностного. Однако без их элементов ни одна консультация не обходится.
Если разговор касается психологических проблем, то специалисту нужно создать между собой и клиентом атмосферу доверия, а вот если дело касается правовых проблем, то однозначно нужно переходить на официально-деловой стиль.
Первое, что стоит запомнить, это необходимость обращения к собеседнику по имени – это поможет вам расположить его к себе и вызвать доверие. Кроме того, следует периодически соглашаться со словами собеседника – это будет воспринято как подбадривание. Кроме того, не стоит забывать о других средствах, которые помогут расположить к себе человека.
- Голос. Обратите внимание на то, чтобы ваш голос звучал размеренно и спокойно даже в том случае, если ваш собеседник говорит несдержанно.
Темп речи. Часто можно встретить людей, которые говорят слишком быстро, из-за чего неправильно произносят слова и забывают о паузах. Так говорить не следует – собеседник просто не успеет за вашим потоком мыслей.
Тон голоса. Конечно, нравиться ваш голос будет не всем – но это неизменная закономерность. Поэтому достаточно просто не повышать тон и к месту использовать интонации. Контролируйте голос и не говорите слишком громко.
Четкость речи. Говорить нужно всегда четко и внятно – в противном случае собеседник может подумать, что вы пытаетесь от него что-то скрыть. Если же будете говорить небрежно, то человек решит, что тема разговора вас не интересует и сочтет вас высокомерным.
Одним из главных требований в данном случае является соблюдение чужой интимной зоны – не стоит подходить к человеку ближе, чем на тридцать сантиметров – он сразу воспримет вас в штыки и может постараться прервать консультацию.
Социальному работнику также очень важно следить за тем, не принимает ли его клиент защитные позы, то ему нужно, прежде всего, самому занять прямо противоположную позицию – не скрещивать руки и ноги, а наоборот, открыть ладони. Можно сменить тему разговора, попытаться подбодрить клиента, покажите ему, что вы его внимательно слушаете – не отвлекайтесь по мелочам.
Все эти приемы помогают вызвать доверие человека по отношению к социальному работнику, и если это удастся, то общение пройдет в позитивном русле и будет продуктивным.
- Голос. Обратите внимание на то, чтобы ваш голос звучал размеренно и спокойно даже в том случае, если ваш собеседник говорит несдержанно.
Темп речи. Часто можно встретить людей, которые говорят слишком быстро, из-за чего неправильно произносят слова и забывают о паузах. Так говорить не следует – собеседник просто не успеет за вашим потоком мыслей.
Тон голоса. Конечно, нравиться ваш голос будет не всем – но это неизменная закономерность. Поэтому достаточно просто не повышать тон и к месту использовать интонации. Контролируйте голос и не говорите слишком громко.
Четкость речи. Говорить нужно всегда четко и внятно – в противном случае собеседник может подумать, что вы пытаетесь от него что-то скрыть. Если же будете говорить небрежно, то человек решит, что тема разговора вас не интересует и сочтет вас высокомерным.