Ребенок с самого начала своей жизни находится под влиянием различных факторов и обстоятельств его социальной жизни. Он является первично биологическим, но потенциально социальным человеческим существом. Универсальным механизмом его «включения» в общественные и личностные дискурсы бытия является социализация – механизм, с помощью которого общество продуцирует новых членов в соответствии с определенным общественным образцом, что гарантирует самовоспроизведение тех или иных обществ, хорошо известных и тождественных самим себе.
Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок.
Джордж Сантаяна
Дети овладевают навыками общенияДети овладевают навыками общения



Связь ребенка с обществом в раннем возрасте


Что касается детей как членов общества, то быть социализированными для них означает:
  • быть вовлеченными в нормативно-ценностную систему своего общества, разделять его требования, нормы, ценности;
  • быть социально адаптированными к этой системе, то есть достаточно комфортно чувствовать себя в рамках общественных требований;
  • быть включенным в интеракционный дискурс общественной жизни, то есть уметь достигать личных целей без ущерба другим людям, удовлетворять свои потребности, учитывая интересы и потребности других, видеть мир так, как видят его другие.


Однако общество четко управляет процессом социализации и контролирует его, передавая из поколения в поколение определенный формальный социальный порядок, закрепляет общественные связи и обеспечивает их репродукцию, а также человеческие взаимоотношения. Новорожденные и дети раннего возраста отдают себя под безграничную власть взрослых в обмен на любовь, заботу.

Косвенные первичные связи между ребенком и миром, которые возникают на ранних этапах социализации, становятся основой его вхождения в мир, обеспечивают фундаментальное единство с миром, чувство безопасности. Ослабление этих эмоциональных связей вызывает отчуждение ребенка от взрослого человека, его нечувствительность к социальным воздействиям.

Влияние взрослых на мировоззрение ребенка


Развитие мышления ребенка в обществеРазвитие мышления ребенка в обществе
На первых этапах, которые происходят в раннем детстве, мир предстает перед ребенком реально отфильтрованным близкими взрослыми людьми, и это влияние носит декларативный характер. Взрослые навязывают детям собственные схемы мышления и действий, определенным образом сдерживают их желание и возможности. Впоследствии ребенок присваивает предложенный взрослыми мир не как один из возможных, а как единственно мыслимый.

Это означает, что влияние уже выполнило свою социальную функцию. Присвоенные ребенком в процессе первичной социализации модели предметного и социального мира значительно прочнее укореняются в его сознании, чем любые другие мировоззренческие модели, с которыми ребенок будет сталкиваться позже, в процессе вторичной социализации.

Первоначально инициатива в социализационном процессе принадлежит взрослым, побуждающим ребенка развиваться в заданном культурой направлении, а ребенок, в свою очередь, должен воспринимать мир глазами взрослых и реагировать на это способами, ограниченными культурно-нормативными рамками. Однако для того, чтобы подвергнуться социализационным воздействиям, ребенок должен согласиться на это, то есть «согласиться жить и развиваться как социальное существо».

И для этого ребенок вынужден включаться в отношения с другими людьми, овладевать средствами общения и согласовывать с ними свою жизнь. Конечным результатом такого приобщения является формирование особого способа психической организации, духовного образования, определенного в психологической науке термином «личность».

Как ребенок становится личностью?


Появление индивидуальностиПоявление индивидуальности
На этапе вторичной социализации (с накоплением необходимого базового опыта социализированности) происходит становление идентичности (самости) ребенка, его осознание как независимого существа, толкает его на путь обретения независимости от близких взрослых людей, а впоследствии и от материального мира.

Это позволяет ребенку удаляться от людей, окружающего мира и погружаться в мир собственных образов, мыслей, чувств, находиться в двух измерениях – внешнем и внутреннем. Безусловно, социум имеет значительную власть над личностью, он давит ее, предъявляет определенные обязательные для выполнения требования. И власть социума осуществляется при условии принятия лицом этих социальных требований.

В свою очередь, чтобы сохранить собственную целостность, субъект сопротивляется, и борьба этих двух тенденций вызывает психическое напряжение, которое всегда имеет место во взаимоотношениях индивида с социальной средой. И это открывает новые возможности для личностного развития. Ребенок начинает чаще сталкиваться с другими альтернативными мировоззренческими моделями и приобретает право на личный выбор.

Как происходит изменение поведения ребенка?


Вместе с усвоением и накоплением социального опыта происходит переход от внешне управляемой к внутренне управляемой модели поведения. Развитие и существование личности все меньше зависит от внешней детерминации, но сила социума не уменьшается.
И принудительная сила коллективных способов мышления, и внутренние побуждения, которые формируются на основе усвоенных социальных представлений, наполняют индивидуальное бытие человека реальным социальным содержанием, подчиняют его логике социального бытия.

Итог


Итак, в двунаправленном процессе удовлетворения взаимных требований (социализации), предъявляемых ребенком и обществом друг к другу, происходит воспроизводство общества (при условии, если оно удовлетворяет потребности индивида) и развитие человека, формирование личности (при условии принятия им требований, предъявляемых обществом).

·

А Вы замечаете за своим ребенком как он приобщается к обществу (социализируется)?
Вопросы и Ответы
Новое на сайте
Какие фильмы должна посмотреть каждая женщина?
ЦПД в МВД тесты онлайн - 2024 (с ответами)
Как узнать, что жена изменяет?
Абьюзивные отношения - психологическому насилию нет места в любви!
Яппи - Кто Это Такие?
Передача мыслей и эмоций другому человеку. Возможно ли это?
^