Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок.
Джордж Сантаяна
Не сделав постоянное, открытое общение с вашим чадом насущной потребностью на каждый день, вы получите улитку в ракушке. И в эту ракушку со временем ребёнок научится прятаться от вас вместе со всеми своими секретами, радостями и бедами.
На стандартный вопрос «Как прошёл твой день?» вы, скорее всего, получите стандартный ответ: «Нормально».
Если вы удовлетворитесь подобным ответом, впоследствии вы будете получать его каждый день. Для ребёнка этот вопрос станет обычным ритуалом, частью домашнего этикета. Поэтому всё общение будет сведено к двум дежурным фразам: по одной с каждой стороны.
Ребёнок старшего возраста не поспешит открыть перед вами душу, если ваше общение носило формальный характер. Но в случае с детьми младшего возраста всё выглядит немного по-другому: Ребёнок ещё открыт для общения, он готов поделиться с вами всем, чем был заполнен его день: событиями, эмоциями и собственными мнениями. Помогите ему высказаться.
Младшие школьники мыслят конкретно, а не абстрактно. И полный, вразумительный ответ дадут на конкретный, развёрнутый вопрос. Нужно только уметь правильно его задать.
Вопросы должны быть чёткими, хорошо сформулированными, заданными простым, понятным языком. Ребёнок сам не может выделить важные ключевые моменты в событиях прошедшего дня, чтобы логично выстроить своё повествование.
Ведите его от вопроса к вопросу. Представьте, что, взяв своего малыша за руку, вы шагаете вверх по ступенькам. Каждая ступенька – это вопрос-ответ, каждую ступеньку вы преодолеваете вместе.
С помощью опытного «инструктора» ребёнок по кусочкам восстановит прошедший день со всеми его грустями, радостями и удивительными открытиями.
Вот 5 наводящих вопросов-кусочков, из которых можно составить единое целое:
Наверняка, этот вопрос поставит ребёнка в тупик. Покажите ему, как это можно сделать. Начните сами: «А вот мой день сегодня – необычный (тревожный, счастливый, удивительный, прекрасный, полный открытий, интересный, весёлый и т. д.)». С такой подсказкой ребёнок станет азартно искать точное словесное определение своему дню.
Дети – существа, которые ещё не разучились удивляться. Их многое удивляет, восхищает, изумляет, или сбивает с толку. Но, отвлечённые вечерними делами, они могут про это забыть. Ваш вопрос освежит их память и поможет описать свои ощущения. А вы узнаете, что именно ваш ребёнок считает достойным удивления.
Пусть ребёнок учится делать выводы, сравнивать и сопоставлять. У него быстро сформируется потребность к анализу и синтезу. А у вас появится отличная возможность следить за тем, как развивается и взрослеет ваше чадо.
Ребёнок обязательно поделится с вами тем, что его особенно заинтересовало. А вам даст представление о том, что именно возбуждает его интерес. «Подкиньте» ему информации по этой теме. Может получиться очень информативный диалог с обоюдной пользой для обеих сторон.
Из ответа на этот вопрос вы узнаете, с кем из товарищей ваш ребёнок дружит. Он расскажет, кто из них ему нравится, а кто нет и почему.
Вы узнаете, кто в классе самый умный, кто – самый весёлый, кто – самым добрый. Выяснится, кого он считает «ябедой», почему не любит «жадин» и «подлиз». Ребёнок учится оценивать людей, отличать хороших от плохих.
И ещё: воспитывайте в вашем человечке позитивный взгляд на мир. Пока он маленький, он умеет радоваться любым мелочам. Помогите ему сохранить это качество на всю жизнь.
Перед тем как пожелать ему спокойной ночи, спросите его: «Чему ты сегодня радовался?» Поощряйте и развивайте в нём эти «радостные» навыки. Позитивным, социально-адаптированным и открытым людям судьба улыбается чаще и шире, чем другим.