Более того, именно родители несут персональную ответственность за то, чтобы у их детей своевременно развились все социальные эмоции, которые помогут им правильно взаимодействовать с людьми.
Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов.
Жан Жак Руссо
Одной из таких приобретённых эмоций выступает стыд.
Интересно то, что в различных культурах и социальных группах стыдными могут быть совершенно разные поступки и слова. Так, у детей вполне может быть стыдно как получить плохие оценки, так и стать отличником.
Стыд может выступать в качестве реакции на какое-либо внешнее воздействие, но одновременно он может перерасти в постоянное внутреннее состояние человека, сделав его неуверенным в себе.
Хотя, конечно, прививать такое чувство ребёнку просто необходимо, ведь именно так можно удержать малыша от нежелательных поступков. Главное тут – не переборщить и не указывать на промахи слишком резко.
Впрочем, часто говорить о том, что ребёнку должно быть стыдно тоже не стоит – он может воспринимать эти заявления в штыки.
Многие считают эту эмоцию негативной, однако, при этом как-то забывают о том, что она важна для самооценки и уважения за свои достижения. Поэтому так важно говорить о том, что вы гордитесь своим ребёнком и его поступками, в противном случае он может так всю жизнь и провести с подсознательным чувством вины.
Ну и тем более не стоит насмехаться, если вы заметили у ребёнка проявления гордости, ведь это вполне может вызвать обиду.
Необходимо сформировать у малыша адекватное восприятие своих положительных сторон и недостатков, чтобы не допустить возникновения гордыни.
Поэтому ребёнок не должен гордиться только тем, что он ребёнок, хвалите его только в том случае, если он действительно этого заслуживает, тогда он поймёт, что гордиться нужно только положительными поступками и достижениями.
Поначалу дети просто не понимают, что это такое чувство такта, потому и могут задавать неудобные вопросы или совершать не вполне адекватные поступки.
Конечно, тактичный ребёнок – это очень удобно, ведь он не вмешивается в разговор, не заглядывает в чужие вещи и не смеётся над чужими недостатками.
Проблема в том, что тактичность – неврожденная эмоция, о ней необходимо рассказать, её нужно воспитывать, а не надеяться, что ребёнок рано или поздно сам все поймёт. Дело в том, что он может так ничего и не понять.
Поэтому стоит проводить с малышом беседы на тему деликатности, причём говорить стоит как в целом, так и на конкретную тематику. Например, нужно объяснить, что тыкать пальцем в инвалида, или приставать к беременной женщине с вопросами о том, почему у неё такой большой живот, нельзя. Пояснить, что люди очень чувствительны, поэтому резкий вопрос, почему дядя лысый, может его огорчить.
Говорить с ребёнком нужно так, чтобы он понял, что публичное обсуждение некоторых тем недопустимо, но при этом необходимо сделать так, чтобы ребёнок в результате не начал бояться сказать лишнее слово. Поэтому если он уж и ткнул в кого-то пальцем и на всю комнату спросил что-то неудобное, то не стоит ругать ребёнка. Нужно просто извиниться перед объектом внимания и потом спокойно объяснить малышу, почему такие вопросы нетактичны.