Конфликт — это пересечение интересов. Виноватых нет. Есть только причины.
Евгений Михайлович Малышев
Нередко конфликт между двумя лидерами рабочих групп может закончиться войной двух коллективов. Это серьёзно подрывает его работоспособность и вводит в состояние стресса каждого сотрудника. Поэтому нужно разбираться в этой теме. Как говорится:
Предупрежден – значит вооружён
Конфликт – это неразрешенное состояние противоречия между двумя объектами.
Ими, в свою очередь, может выступать как человек, так и социальная группа. Последние очень часто случаются в криминальных кругах, где конфликтогеном выступает желание борьбы за власть.
Конфликтоген – это то, что приводит к конфликту. А привести может что угодно.
Это может быть неправильная интонация, жест или любое другое случайное проявление поведения другого человека, которое оказалось плохо интерпретированным другим лицом.
Также конфликтогеном может выступать фраза, которая говорится провокатором с целью заделать конфликт. Вообще, люди идут на конфликты по разным причинам:
- По собственной неосторожности.
Из-за желания возвыситься над другим.
Из зависти.
Чтобы подставить.
Причин конфликта существует множество, поэтому лучше акцентировать внимание на видах конфликтов.
В зависимости от того, какой результат конфликта ожидается или был достигнут, конфликты делятся на функциональные и дисфункциональные.
Последние конфликты чаще всего случаются, если спор беспредметный и его целью является высказывание собственных эмоций. В нём присутствует переход на личности. Это выяснение абстрактных понятий типа «Ты меня любишь?». Такие конфликты достаточно распространены в семьях.
Про функциональные конфликты говорят «в споре рождается истина». Действительно, общение в конфликтных ситуациях такого типа с коммуникативной точки зрения достаточно правильны. Нет переходов на личности, оба человека заинтересованы в достижении компромисса. Такие конфликты очень часто возникают на работе, когда возникают сложности рабочего плана и не касаются участников.
Также существуют другие классификации конфликтов. Например, по количеству участников конфликты делятся на:
- внутриличностные,
межличностные,
межгрупповые,
между личностью и группой,
социальные.
Обычно человеку приходится сталкиваться с первыми тремя конфликтами. Примером же социальных могут быть войны как гражданские, так и между странами.
Нужно понять, что выход из конфликта должен быть конструктивным. Должна решаться конкретная проблема, а не желание выплеска эмоций. Вообще, выход из конфликта подразумевает такой исход, который примут все его участники. И основных стратегий как производить общение в условиях конфликта, пять:
- Борьба. Чаще всего эта стратегия ещё больше углубляет конфликт. Но бывают случаи, когда такой метод бывает более эффективным. Заключается он в том, что одна из сторон принимает решение во что бы то ни стало убедить другого принять его мнение. Конфликт считается решённым, если задача была выполнена.
- Уход. Это случается во время самого зарождения конфликта. Обе стороны понимают, что пахнет жаренным и не начинают конфликта.
- Приспособление. Общение с конфликтными людьми в этом случае строится на том, что другая сторона уступает, но своё мнение держит при себе, боясь его высказывать.
- Компромисс. Обе стороны ищут взаимовыгодное решение.
- Сотрудничество. От компромисса этот вариант отличается тем, что взаимных уступок нет, а решение ищется так, чтобы все участники конфликта были довольны в полной мере.
Оптимальный вариант – последний. Именно он может обеспечить эффективное общение в конфликте, что делает основу для процветания как человека, так и социальной группы, в которой он находится.
- внутриличностные,
межличностные,
межгрупповые,
между личностью и группой,
социальные.