[aviable=cat]
Психология общения - это наука о межличностных коммуникациях людей друг с другом. Материалы раздела о психологии общения доказывают, что без общения невозможно взаимодействие между людьми.
Психология общения: нужна ли она?
Что такое психология общения? Каждый успешный человек и развитая личность не может жить без коммуникации. Далее пойдет речь о том, как успешно и результативно организовать общение между людьми.

Человек – существо социальное, потому общение является неотъемлемой частью его жизни. Обладая навыками общения, мы можем адаптироваться в обществе, однако зачастую минимальных навыков недостаточно. Они требуют постоянного развития и усовершенствования.

Прежде нужно разобраться с понятием «психология общения», которое подразумевает в своей основе особенности и разновидности общения, а также определения всех понятий, которые способствуют достижению успешного результата в работе над этой задачей.

Суть общения и его цель


Начиная разговор в том или ином виде, люди должны четко осознавать, с какой целью он ведется и каковые должны быть прогнозируемые результаты беседы.

Понятие общения в психологии подразумевает некую классификацию последнего:
  • Дружеское
  • Интимное
  • Деловое общение.

Последний вид, на первый взгляд, считается самым планируемым видом беседы. Но и такой вид коммуникации зачастую оказывается бессмысленным.

По утверждениям психологов, любая коммуникация не может начаться, если на то нет причин. Как правило, они подсознательно генерируются, и основа успеха любого общения – это осознание тех мотивов, которые нами движут в этом случае.

Чтобы понимать эти мотивы, нужно обращать внимание на необходимость общения, которая вытекает из наших основных потребностей.

Перед тем, как появится необходимость в беседе с каким-то человеком, нужно спросить у себя, зачем это. Как только вы для себя ответите на этот вопрос, тогда станет понятен и принцип построения будущего диалога, и его логические части, и даже возможные результаты.

Особенности коммуникации


Структура общения в психологии анализируются разными психологами. Каждый предлагает свой принцип классификации.
По целям и средствам:
  1. По сути содержания
  2. По разноплановости целей
  3. По используемым средствам для общения

Первый тип подразделяется на:
  • материальное общение;
  • когнитивное;
  • деятельностное;
  • кондиционное;
  • мотивационное.

Общение по целям может быть биологическим или социальным, а по средствам – непосредственным (когда принимают участие органы чувств), опосредованным (использование каких-то средств); прямым (личные контакты) и косвенным (коммуникация с привлечением вторых лиц).

Речевое общение, по мнению психолога Б. Ломова, подразделяется на три основных уровня:
  1. Макроуровень. Анализируя этот уровень, во внимание принимается психологическое состояние человека в отдельно выбранные отрезки времени. Проводится анализ отношений между отдельно взятой личностью и группой.
  2. Мезауровень. Структура общения в этом случае рассматривается как логически завершенная ситуация, которая в принципе может меняться, и человек рассматривается в ней в определенные временные промежутки.
  3. Микроуровень. Он направлен на анализ минимальных единиц коммуникации, которые рассматриваются как «вопрос-ответ».

Функции общения в психологии имеют также несколько видов классификаций, однако суммировать их можно, объединив в основные шесть:
  1. Внутриличностная, когда человек ведет внутренний диалог, то есть общается сам с собой.
  2. Функция формирования и развития: когда партнер способен влиять на собеседника.
  3. Прагматическая .
  4. Функция, позволяющая передавать и разделять по степени важности нужные сведения.
  5. Структурирование и поддержание межличностных связей, то есть возможность выстраивать отношения между людьми.
  6. Функция подтверждения (нужно не только узнать себя, но и поверить в себя)

Особенности психологии общения заключаются также в анализе видов коммуникации, которых существует несколько:
  1. Примитивное, коммуникация при котором подразумевает лишь общение по принципу необходимости человека. Как только человек получает желаемое, с партнером по коммуникации общение прекращается.
  2. Формальное, суть которого заключается в использовании «масок» вместо реальных эмоций.
  3. Формально-ролевое, которое базируется на соотношении социальных ролей.
  4. Манипулятивное, основная задача которого состоит в получении выгоды со стороны одного из партнеров.
  5. Светское, при котором нет определенного предмета общения.
  6. Духовное, в основе которого лежат интересы дела, но при этом учитывается настрой и эмоции собеседника.

Виды общения в психологии также имеют несколько классификаций, однако именно они помогают установить всю суть контакта с людьми или отдельным индивидом.

Составляющие общения

Коммуникация включает в себя множество составляющих, которые можно разделить на три основных компонента:
  1. Взаимообмен информацией.
  2. Обмен действиями.
  3. Восприятие и оценка партнера.

Работая слаженно, все три стороны общения влекут за собой совместную деятельность людей, способную усовершенствовать их качества и развивать их.

Психология и этика общения имеет свои характерные особенности, учитывая которые, можно организовать процесс коммуникации и добиться тех целей, которые поставлены:
  • Умение правильно говорить.
    Само общение начинается с осознания того, что собеседник может понять вас не так, как вы планировали. Для того чтобы этого избежать, нужно правильно формулировать мысли, используя свой тембр голоса, тональность, эмоциональность и прочие качества.
  • Взаимопонимание.
    В общении нужно быть максимально понятным и выразительным, потому что с человеком открытым и идущим на диалог общаться намного приятнее.

Некоторые хитрости при общении

Психология общения с людьми включает в себя также несколько хитростей, которые помогут построить коммуникацию на должном уровне:
  1. Эффект Франклина
    Франклин считается незаурядной и необычной личностью, которая умела манипулировать людьми. Так, вежливо попросив у него одолжить какую-то вещь, он таким образом гарантировал в ответ для себя одолжение.
  2. Просите больше, чем требуется
    Попросите у человека то, что намного превышает ваши потребности. Отказавшись, у человека появится некое чувство долга, потому, когда он услышит реальную, но для него упрощенную просьбу, он с радостью согласится.
  3. Мимикрия (отражение)
    Это понятие основано на том, что копирование жестов и мимики собеседника улучшает процесс коммуникации. Психологические исследования говорят о том, что человеку свойственно симпатизировать тем, кто похож на них.
  4. Имена
    Еще Дейл Карнеги отмечал, что самый приятный звук для человека – это звук его имени.
  5. Умение слушать
    Согласно принципам психологии, в общении не нужно указывать человеку на его недостатки. Если вы хотите каким-то образом повлиять на ситуацию, в следующий раз найдите какие-то сходства в ваших мнениях и попробуйте начать разговор сначала с согласия. Потом собеседник уже не будет уходить от продолжения беседы.
  6. Перефразируйте то, что вам сообщил собеседник
    Это одна из главных гарантий построения дружеских отношений. Или же можно только что услышанную фразу перефразировать в виде вопроса.

Таким образом была проанализирована основная стратегия понятия «психология общения». Кратко удалось проанализировать принципы и особенности коммуникации, выделить основные понятия и показать возможные пути к успешному межличностному общению.
[/aviable]
Манипулятивное поведение
Слово манипуляция в сознании большинства людей ассоциируется с понятием «использование». Действительно ли манипулятивное поведение столь неэтично и исключительно деструктивно?

Этот вид психологического влияния достаточно жёстко критикуется и осуждается, однако нет человека в обществе, который ни разу не применял бы манипуляции в процессе общения. Разбираемся с сущностью, причинами и результатами манипулятивного поведения.
Бесцеремонное вмешательство в чужие жизни и манипулирование чужими чувствами,
чтобы ублажить собственное чувство справедливости, называется лицемерием.
Добротой здесь и не пахнет.
3600 секунд завтрашнего дня (Tomorrow's 3600 seconds). Каяно



Сущность манипулятивного поведения


Манипуляция являет собой психологический прием скрытого управления поведением других людей. То есть человек выполняет волю манипулятора, но при этом считает, что предпринять определенные действия он решил исходя из собственных побуждений. Манипуляцию можно сравнить с управлением куклой-марионеткой: со стороны кажется, что двигается она самостоятельно, но это иллюзорное восприятие, ведь все ее движения зависят от желаний человека, который ловко дергает за ниточки. Так и в процессе общения: манипулятор умело управляет поведением своего собеседника. В роли «ниточек» в этом случае выступают эмоции.

Манипулировать другими мы учимся с раннего детства. Например, ребенок раз попросил о чем-то, а его просьбу отклонили, но потом он «закатал истерику» и получил желаемое, он будет воспринимать такую модель поведения как эффективную. Если подобный сценарий повторится несколько раз, данная модель поведения закрепится. Человек растет и начинает понимать, что просить не обязательно. Можно намекнуть о желаемой вещи или событии, а потом поплакать, продемонстрировать свое недовольство, обиду, и близкие люди, если это в их силах, сами предложат выполнить мечту.

Манипулятивный стиль поведения


Склонны к манипулированию все, но одни прибегают к скрытому управлению поведением других изредка, часто сами не осознавая этого, а для других подобная стратегия является основной и преобладающей. Зависит это от индивидуальных характеристик личности. Исследования показывают, что типичный манипулятор отличается высоким уровнем эгоизма и недоверия к окружающим, ему сложно менять свое поведение, он долго адаптируется к новому. Также он хорошо разбирается в людях, быстро находит их «слабые места», что позволяет в каждой конкретной ситуации выбирать оптимальную стратегию поведения.

Чем манипуляция кардинально отличается от других стратегий общения? Манипулятор абсолютно не учитывает интересы и желания своей «жертвы». Человек выполняет его желания, часто пренебрегая собственными потребностями. Если возникает чувство, что вами воспользовались или пытались это сделать, вероятно, вы столкнулись с манипуляцией.

Причины манипулятивного поведения


Возникает логичный вопрос: зачем люди прибегают к стратегиям скрытого управления, если можно открыто попросить о помощи?
  • Большинство ученых придерживаются мнения, что главная причина, по которой выбирается манипулятивное поведение – это наличие внутреннего конфликта между желанием человека быть самостоятельным, независимым и стремлением найти поддержку у других людей. С одной стороны личность не уверена в собственных силах, но с другой – окружающим она тоже полностью не доверяет, поэтому и выбирает стратегию, при которой может влиять на поступки окружающих, сохраняя видимость непричастности. Этот неосознаваемый конфликт присущ каждому. Именно поэтому все люди независимо от уровня воспитанности и наличия жестких этических принципов склонны к манипулированию.
  • Другая причина, по которой люди начинают манипулировать – это нежелание просить об одолжении. Когда человек просит о чем-то, он демонстрирует свою беспомощность, некомпетентность, что негативно сказывается на самооценке. Также он автоматически становится должным, а быть обязанным никто не любит.
  • Еще одна важная причина, почему люди выбирают манипулятивное общение, заключается в том, что подсознательно человек стремится доминировать над другими, подчинять их поведение своей воле. Это дарит чувство превосходства и удовлетворенности собой.


Манипуляция: зло или благо?


Манипулятивного поведение негативно влияет на отношения. Если в момент совершения определенного поступка человек не осознавал, что его к этому побудил другой, то со временем приходит понимание этого. Возникает чувство обиды, разочарования и злости, доверие к манипулятору снижается. В отношениях появляется напряжение и часто они рушатся.

Но бывают ситуации, когда манипулятор действует в интересах своей «жертвы». Примером может стать процесс воспитания, обучения и психотерапии. Во всех видах этой деятельности есть элементы манипуляции.

Заключение


Таким образом, роль и актуальность манипулятивного стиля поведения при общении зависит от того, с какой целью ее используют. Однако лучше всегда быть «хозяином своего поведения» и действовать в соответствии с собственными стремлениями. Чтобы не стать жертвой манипуляций, достаточно прислушиваться к собственным чувствам.

·

А Вы часто осознаёте, что пытаетесь кем-то манипулировать?
Вопросы и Ответы
Комментариев к материалу: 6
  1. Зоя
    Нина, все мы кем-то манипулируем и нами тоже манипулируют в той или иной степени. Я с Мариной согласна, мы все эгоисты. Как бы мы жили без этого? А если человек не хочет идти на уступки или просто упертый, лучше уж прибегать к манипуляции, чем осложнять отношения с этим человеком. Зачем вам бороться с бабушкой? Действуйте ее же методами и все будут счастливы.
  2. Нина
    Цитата: марина
    Манипуляция человеком - это здорово.

    Но вот когда манипулируют вами, или пытаются манипулировать - это очень неприятно. Моя бабушка - еще тот манипулятор, такое ощущение. что она всеми манипулирует, и у меня иногда уже нет сил с ней бороться.
  3. Павел
    Мне кажеться, каждый человек попадает под влияние другого сам того не понимая. На работе нами манипулирует выше стоящее руководство, дома дети манипулируют родителями, муж понипулирует женой. Даже государство в некоторой мере манипулирует народом. Некоторым людям легче жить, когда им управляет кто-то, а другие стремятся к независимости и делают только то что хотят
  4. conqueror
    Цитата: марина
    Манипуляция человеком - это здорово. Это говорит о том, что вы прекрасно знаете этого человека и можете надавить на все его болезненные точки. И это самое качество может принести большую пользу именно тому, кто манипулирует. Ведь по своей сути мы все эгоисты.

    Я тож так считаю))
  5. марина
    Манипуляция человеком - это здорово. Это говорит о том, что вы прекрасно знаете этого человека и можете надавить на все его болезненные точки. И это самое качество может принести большую пользу именно тому, кто манипулирует. Ведь по своей сути мы все эгоисты.
  6. Александр
    Мое мнение что манипуляция это плохо, но не могу не сказать что и мне приходится иногда ее использовать себе во благо, да многие так делают. Ну одно дело если это бывает редко и не сильно вредит, но всему есть свой предел. Есть люди которые постоянно манипулируют, к примеру это часто бывает в отношениях между парой, кто-то манипулирует кем-то, да бы вызвать жалось или еще что-то... то есть примеров есть уйма.
Оставить свой комментарий
Новое на сайте
ЦПД в МВД тесты онлайн - 2025 (с ответами)
Меркантильность: что это и почему важно о ней знать
Какие фильмы должна посмотреть каждая женщина?
Как узнать, что жена изменяет?
Абьюзивные отношения - психологическому насилию нет места в любви!
Яппи - Кто Это Такие?
^