Личность как предмет исследования, как ни странно, относительно недавно была включена в спектр вопросов, освещаемых психологией, что объясняет незначительное количество действительно жизнеспособных теорий в данной плоскости. Несмотря на это, человек с давних времён мыслит себя как ключевую фигуру мироздания с набором уникальных качеств, отличающих его от других индивидуумов.

Настолько же архаичен факт обнаружения человеком связей между его ментальной и поведенческой составляющими. Изучением соотношения влияния данных единиц на личностное своеобразие и занимается психология личности.

Учитывая многообразие представителей рода человеческого, едва ли представляется возможным вывести универсальные закономерности, а тем более законы мышления и поведения человека. Особого успеха на этом поприще достигла именно психология, в частности раздел академической психологии - Персонология.

Поговорим далее о понятии личности в психологии подробнее.
Личность в психологии - что это?
Личность в психологии - что это?

Массы глупы, только личность прекрасна.

Жерар Депардье

Определение личности в психологии

Большинство определений личности базируются на следующих положениях:
  • Отмечается типологическая уникальность, специфичность набора качеств каждого индивидуума.
  • Личность представляется в виде некой абстракции. Структурные интеграции, связи внутри неё могут быть распознаны только через наблюдение за поведением человека.
  • Некоторые определения обращают особое внимание на историческое своеобразие вида человеческого. Личность мыслится в рамках процесса эволюции как субъект влияния социального, биологического, генетического, климатического и культурного факторов.

Теории личности в психологии

Самый первый психодинамический подход к анализу личности был разработан З. Фрейдом в рамках психоаналитической концепции. Данная теория отводит ключевую роль конфигурации и сложному "сотрудничеству" мотивов, инстинктов и влечений.

Один из этих компонентов, согласно теории, берет верх в контроле над поведением человека либо вступает с другим в своеобразную борьбу за главенство. Вопрос воли здесь разрешается бескомпромиссно - поведение человека строго детерминировано, каждый жест личности продиктован доминантой одного из компонентов.

[media=https://youtu.be/LIyAL5Bagqc]

Индивидуальная теория личности А. Адлера, по мнению одних - неофрейдиста, по мнению других - идейного противника основателя психоанализа, держится на трёх принципах, регулирующих процессы внутри структуры личности:
  1. доминирующей определяющей поведения и мышления личности является социум,
  2. в значительной степени наличествует волевая составляющая,
  3. имеет место желание самосовершенствования и улучшения окружающего мира индивида на базе стремления его к самопознанию.

К. Юнг в своей аналитической теории личности выделил три взаимодействующих компонента: эго, личное и коллективное бессознательное, последняя структура, в свою очередь, особенно примечательна своей организацией, продуктом анализа которой является другая концепция Юнга - архетип. Уникальные понятия "экстраверсия" и "интроверсия", знания о которых вышли далеко за пределы научного общества, также были разработаны талантливым швейцарским психиатром.

Э. Фромм, будучи одним из видных сторонников и теоретиков гуманистической теории личности, в ходе изложения своей позиции делал акцент на анализе политических, экономических, религиозных и др. условий и обстоятельств, в которых происходит становление личности.

Несколько иное направление в рамках той же теории развил А. Маслоу. Согласно его точки зрения, человек в высшей степени самодостаточен, некая незримая внутренняя потенция непременно ведёт его по тропе самосовершенствования и стремительного личностного роста.

К. Хорни, теоретик социокультурный теории личности, в своих трудах отмечала важность и масштаб социальных и культурных влияний на личность. Первая женщина в Германии, получившая возможность обучения медицинскому образованию, выступила антагонистом Фрейда в вопросе установления корреляций между анатомическими и личностными гендерным различиями.

Приверженцы диспозиционального направления в лице Г. Олпорта, Р. Кеттела и Г. Айзенка предполагали, что каждая личность обладает устойчивым набором уникальных качеств, гипотетических конструкций, не претерпевающих изменений в течение долгого времени под влиянием тех или иных жизненных обстоятельств, но определяющих предрасположенность человека к определённому реагированию на внешние факторы.

Особенно примечательна теория личности Р. Кеттела, прежде всего спецификой подхода психолога к изучению проблемы, которая предполагает широкое использование эмпирических методов для своего исследования. Психологом был разработан спорный комплекс научных мероприятий, благодаря которым представляется возможным установить соотношение влияния генетического и социального на формирование какой-либо личностной черты.

Самой приземлённой, конкретной, претендующей на статус лишенной умозрительного теоретизирования, стала научающие-бихевиоральная теория личности, сторонник которой (Б. Ф. Скиннер) все внимание сфокусировал на внешней, открытой, очевидной для исследователя стороне - опыте субъекта, выраженном в закономерностях реакций личности на знакомые стимулы и предполагаемый результат. Другими словами, поведение человека целиком предсказуемо и подвластно контролю путём разного рода манипуляций.

Фундаментом социально-когнитивной теории личности А. Бандуры служит суждение о безусловном взаимовлиянии личности и окружающей среды, а также о большой роли подражания в формировании социального поведения личности. В отличие от бихевиоральной, теория Бандуры допускает и даже иной раз отводит ведущую роль функции самоконтроля, самонаблюдения и самоподкрепления в системе поведения человека.

Приверженец когнитивной теории Д. Келли призывал коллег-современников не оценивать личность, как совокупность реакций, лишенную какой бы то ни было самостоятельности, не обесценивать ее в связи индивид-социум. Едва ли целесообразно будучи учёным отрицать факт наличия у человека способности к анализу собственного и чужого опыта, выведению причинно-следственных связей, дедуктивного и индуктивного аппарата мышления.

Феноменологическое направление в теории личности (К. Роджерс) базируется на идее свободы самоопределения, заложенной в человеческой природе. В рамках такого подхода воля, как инструмент целеполагания(генеральная цель любой личности по мнению Роджерса - самоактуализация), всецело наличествует. Изучению поведения человека должно сопутствовать детальное знакомство с его я-концепцией, то есть субъективным восприятием, с каждым пикселем той призмы, через которую личность наблюдает окружающую ее действительность.

Понятие личности в отечественной психологии

Динамика формирования и развития тенденций в отечественной психологии или являлась проекцией открытий, результатов смены вектора мысли ключевых школ зарубежной психологии или мимикрировала под сложные политико-социальные условия, характерные для России XX века.

На пути эволюции отечественной психологии можно проследить три сменяющих друг друга курса:
  1. позитивистский, характерный для мировой науки XIX в.;
  2. идеалистический, доминирующий преимущественно в немецкой философии на рубеже XIX-XX вв.;
  3. марксистский, с большим акцентом на диалектическом материализме и советской идеологической подоплеке.

Первый подход привёл к установлению связей, а иной раз и знака тождества между психическим и биологическим развитием. Зародилась естественнонаучная психология, обратившая внимание на схожесть поведения человека и животного. Появилась потребность в поиске и установлении поведенческих алгоритмов и закономерностей, часто генетически обусловленных.

Центральным вопросом отечественной психологии на рубеже 19-20х вв стало нравственное самосовершенствование человека в условиях сложной социальной ситуации, оформлению которой предшествовал ряд неудачных реформ и мероприятий, осуществляемых правительством.

В первые десятилетия XX в. работа отечественной психологии заключалась прежде всего в разработке теоретических конструкций, популяризация которых шла на руку советскому правительству. Итогом этого стало установление психологами в своих трудах связей между развитием отдельного индивида и спецификой культуры, в условиях которой ему довелось претерпевать личностный рост и расцвет.

Психология середины XX в. носила преимущественно прикладной характер и была призвана разрабатывать методы диагностики психического состояния индивида, обнаружения отклонений и технологий исправления поведенческих девиаций. Таким образом, отечественная психология уходит от анализа личности как совокупности интеграций отдельных компонентов к изучению конкретных сторон психики(индивидуальность, одарённость, возрастные кризисы).
Индивидом — рождаются, личностью — становятся, индивидуальность — отстаивают.
Александр Григорьевич Асмолов


Личность в зарубежной психологии

В зарубежной психологии бытуют два традиционных подхода к исследованию проблемы личности - номотетический и идеографический.

Главный критерий их разграничения - избранная приверженцем той или иной позиции методология. Номотетический подход предполагает изучение и описание универсальных законов и закономерностей функционирования личности. Методология естественнонаучная, базируется на опытной проверяемости, фиксации результатов наблюдения, точных расчетах, экспериментах.

Идеографический подход ярко представлен в гуманистической теории личности, он подчёркивает удивительную монолитность ее противоречивой натуры, неповторимый колорит. Основной метод - подробное изучение имманентной, стержневой личностной составляющей, выраженной в типологических чертах, в конце концов, теоретическое обобщение результатов наблюдений и их интерпретация.

Структура личности

Тема противоборства, подчас диалектического, а также соотношения влияния биологического и социального начал на человека легла в основу множества трудов учёных-психологов.

На этой почве был основан поистине монументальный труд, гордость отечественной психологии - структура личности С.Л. Рубинштейна. Разработка другой примечательной структуры, логически дополняющей предыдущую, принадлежит другому советскому психологу, современнику Рубенштейна, К. К. Платонову.

Структура личности по С. Л. Рубинштейну

Система Рубинштейна на первый взгляд довольно незатейлива, что нисколько не умаляет ее достоинств, а только подогревает интерес учёных к всестороннему изучению и разнообразию толкования данной модели.

С. Л. Рубинштейн выделяет три компонента в структуре личности:
  • Направленность. Раскрывается в превалирующих экзистенциальных потенциях, интересах, стремлениях, внутренних установках.
  • Знания, способности, навыки-заключены в жизненном опыте, приобретаются по мере удовлетворения потребности в познавательной деятельности.
  • Индивидуальные особенности - включают темперамент, характер.

Позиция психолога К. К. Платонова в общих чертах дублирует концепцию коллеги с небольшим смещением акцентов и дифференциацией последней подструктуры “индивидуальные особенности” на “психические процессы” и “биопсихические свойства”.

Первая из них подчёркивает силу воздействия генетического фактора на складывание психического своеобразия личности. Особая роль здесь отведена психической памяти, природа которой восходит к памяти генетической и физиологической. Вторая подструктура, биопсихические свойства, заключает в себе типологические признаки личности, ее темперамент, харизму.

Типы личности в психологии

Весь спектр существующих на данный момент типологий можно разбить на группы, в связи с этим считаю необходимым выделить перечень наиболее востребованных в научном мире и исторически значимых типологий:
  1. Гуморальная типология (Гиппократ) наблюдает связь типа личности и соразмерность 4 видов жидкости, сосредоточенных в человеческом организме (кровь, чёрная и желтая слизь, желчь).

    На базе рассуждений Гиппократа Галеном, а в конечном итоге И. Кантом, была разработана полноценная, широко известная типология темпераментов.
  2. Морфологическая теория (Ф. Галль, Э. Кречмер, У. Шелдон) указывает на корреляцию анатомии/телосложения и особенностей психики человека.
  3. Психофизиологическая теория (И.П. Павлов, В.Д. Небылицын) обращена к нервной деятельности человека, темперамент - продукт специфических поведенческих реакций человека. Стоит отметить, что в своих последних трудах физиолог Павлов рассуждал о диспропорции свойств нервной деятельности, что предполагает количественное расширение классической четверки темпераментов.
  4. Почти все мы знакомы с типологией Карла Густава Юнга. Исходя из факта преобладания мышления, ощущения, интуиции или эмоции в формировании темперамента человека, можно установить его принадлежность к экстравертированному (установка на внешний мир) или интровертированному (установка на мир внутренний) типу.



Проблема личности в психологии

Насколько обширна, пестра, выразительна и притягательна для человека научная мысль в заданной темой плоскости, настолько тернист путь исследования предмета личности.

Абстрактность, умозрительность сторон предмета, сомнительная доказуемость эмпирическим путём и проверяемость соотносимых гипотез, не употребимость грубости расчетов точных наук в отношении темы делает ее одной из самых тяжело поддающихся анализу, но от этого не менее плодородной и привлекательной для изучения.

Разнообразие мнений

Человеческому самолюбию быть всегда ровно как и бескрайнему любопытству в отношении сторон своей собственной уникальности. Данные в этой статье позиции относительно того, что есть человек и какова его природа - служат фундаментом для разработки и анализа взглядов на личность. Теории и позиции являются тем более полезными, чем шире их разнообразие.

Важно!
Именно через анализ противоречий внутри совокупности толкований понятия личность/ее компонентов можно прийти к наиболее исчерпывающему, всестороннему знакомству с данной темой.


Какая из заданных в статье позиций относительно природы личности близка вашей точки зрения? Поделитесь своим мнением!

·

А Вы согласны с тем, что изучение личности в психологии важно, как для науки в общем, так и для человека в конкретном случае?
Вопросы и Ответы
Комментарий к материалу: 1
  1. Алла Сергеевна
    У меня вопрос ко всем психологам - исследователям личности и сущности человека, вы это делаете в порядке вашей служебной должности и ради зарплаты? Вас не интересует при этом общая политическая обстановка внутри России и настроения общества как совокупности ваших научных определений? Почему в России все научные исследования происходят в стороне от текущей жизни и от тех людей, которых вы исследуете непонятно для кого и для чего?
    Поражает то, что в России жизнь людей идёт параллельно двумя путями, заданными высшей политической властью: одни живут в своих исследованиях и наблюдениях, получая за это зарплату; другие долго и нудно продолжают жить по неписанным законам древнего мира, нищенствуя и пребывая в первобытном состоянии души и тела, продолжая просто существовать в этом мире?! Такая диалектика вас всех почему-то устраивает? А Россия тихо идёт к пропасти по воле явных врагов во власти над беззащитной страной. Тогда к чему все ваши измышления "о человеке"?
Оставить свой комментарий
Новое на сайте
Меркантильность: что это и почему важно о ней знать
ЦПД в МВД тесты онлайн - 2024 (с ответами)
Какие фильмы должна посмотреть каждая женщина?
Как узнать, что жена изменяет?
Абьюзивные отношения - психологическому насилию нет места в любви!
Яппи - Кто Это Такие?
^