Разные уровни общения

В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями.
Пифагор.

Чтобы понимать друг друга правильно, людям следует не только разговаривать на «одном языке», но и взаимодействовать на одном уровне. В статье описаны основные уровни общения, указаны их особенности. Ознакомившись с этой информацией, человек сможет анализировать процесс коммуникации, что поможет устанавливать продуктивные взаимоотношения.

Разные уровни общения: как людям понять друг друга

Общение является основой любого человеческого взаимодействия. Существуют разные уровни общения. В процессе обмена информацией людям следует обязательно учитывать этот факт. Это поможет настроиться с партнёром «на одну волну» и наладить конструктивный контакт, правильно понять собеседника и воспринять его слова максимально объективно.

Особенности разных уровней общения

Среди всего разнообразия вербального взаимодействия психологи выделяют шесть уровней общения. Каждый из них имеет свои особенности, использует разные психологические приёмы и методы влияния на партнёра, типичные слова и фразы.

Рассмотрим их подробнее:

  • Примитивное общение - характеризуется низкой заинтересованностью в результате коммуникации.

    Собеседник не волнуется о том, насколько правильно будут восприняты его слова и адекватно понята суть высказывания. Он не заинтересован в налаживании контакта. Характерные черты такого общения:

    • Скудный словарный запас.
    • Быстрый темп речи.
    • Надменная позиция в отношении собеседника.
    • Партнёр по общению не воспринимается как личность с собственным мнением.
    • Низкий уровень культуры общения.

    Пример такого общения – контакт с пьяным, грубым, либо невоспитанным человеком. При взаимодействии с такой личностью не стоит поддаваться эмоциям и переходить на её уровень. Есть высокая вероятность того, что это закончится конфликтом. Говорить следует спокойно, чётко, вежливо, но достаточно твёрдо, в некоторых ситуациях даже жёстко. Слишком дружелюбное обращение в данной ситуации неуместно.

    • Манипулятивное общение предполагает, что партнёр воспринимается не как личность с собственными интересами и потребностями, а как инструмент достижения определённых целей другого человека.

      Собеседник о своих желаниях и взглядах не заявляет прямо. Он использует завуалированные манипулятивные способы (лесть, угрозы, намёки), чтобы собеседник сам предложил выгодное для него решение.

      Этот уровень общения широко используется в быту, а также в деловой сфере. Для некоторых профессий, таких как политики, дипломаты, менеджеры, продавцы, манипулятивное общение является приемлемым. В личных отношениях оно мешает наладить искренний контакт, поэтому его следует избегать.

      • Деловое общение – предусматривает серьёзную атмосферу, отсутствие фамильярности.

        Собеседники внимательно слушают друг друга, пытаются максимально точно и адекватно интерпретировать суть сказанного. При этом уровне общения обязательно соблюдается определённая дистанция, субординация. Разговор ведётся очень вежливо, в соответствии с правилами этикета. Уровень делового общения зависит от статуса собеседника и конкретной обстановки.

        Деловое общение может использоваться не только в рабочей ситуации, но и в личных отношениях для улаживания споров. Собеседники руководствуются рациональными доводами, а не эмоциональными порывами. Это помогает решить конфликт на ранних стадиях.

        • Игровое общение используют в своём взаимодействии люди, позитивно расположенные к собеседнику.

          Для него характерна шутливая несерьёзная форма, неформальная обстановка, эмоциональность, использование юмора. Собеседник, инициирующий игровой уровень общения, заинтересован в установлении контакта с партнёром.

          • Духовное общение является самым высоким уровнем взаимодействия людей.

            При такой коммуникации партнёр воспринимается как личность, индивидуальность с неповторимым внутренним миром. На таком уровне общаются близкие люди, друзья, родные. Для него характерно максимальное раскрытие собственной личности и погружение в духовные переживания собеседника, доверительное отношение к нему. Духовное общение исключает лицемерие, неискренность, недомолвки и элементы манипуляции.

            • Общение на «уровне масок» широко используется в обществе, чтобы создать определённое впечатление на окружающих.

              В действительности же человек не переживает демонстрируемые эмоции. Это формальное общение, служащее для поддержания социальных контактов. Исполняя определённую социальную роль, человеку приходится использовать «маски». Продавец в магазине будет улыбаться покупателям, даже если в данный момент ему грустно.

              При помощи масок устанавливаются формальные контакты. Постоянно используя в общении с окружающими «маски», человек теряет собственную индивидуальность.

              Особенности делового общения

              Оптимальным уровнем общения для рабочей обстановки является деловой. В ряде ситуаций оправдано использование манипулятивного уровня и коммуникации на «уровне масок».

              Неприемлемо в деловой ситуации использовать примитивный и игровой уровень. Неуместно в большинстве случаев и духовное общение.

              Можно сделать выводы, что чем быстрее и правильнее удастся определить, какой уровень общения следует использовать в актуальной ситуации, тем успешнее и продуктивнее будет диалог.

              ·

Опрос: А на каком "уровне" обычно Вы общаетесь с Вашим собеседником?
Вопросы и Ответы
Комментариев к материалу: 6
  1. Рената
    Работаю в турфирме, в день общаюсь не менее, чем с десятком людей, и к каждому нужно найти подход и использую иногда разные стили общения. Это не та сфера, где удается постоянно придерживаться делового стиля, клиенты разные и приходится лавировать.
  2. Татьяна Николаевна
    Да, очень часто встречаю именно такую типологию уровней общения на сайтах. Выделено психологами и вроде бы все верно. Только вот в жизни отследить когда какой из уровней работает - очень сложно. Это в идеале на работе - деловой, с семьей духовный, в транспорте примитивный и дальше по списку. В жизни все не так, и из-за этого много конфликтов и неприятных ситуаций!
  3. Анастасия
    Если работа связана с людьми, то знать как с ними взаимодействовать очень полезно. Мне по работе приходится общаться иногда с такими неадекватными, что в обычной жизни я бы обходила их стороной. Поэтому важно выбрать тон беседы и немного "спуститься" на его уровень, чтобы тебя поняли правильно.
  4. Жанна
    Еще манипулятивное общение часто используют продавцы. Их коронная фраза в таком случае: "Ну это очень дорогая вещь". Как бы говоря нам, вам это не по карману. И человек зачастую хочет доказать себе, что ему это по карману. А продавцу только это и надо.
  5. conqueror
    Вот здесь-то психология и учит взаимодействовать между разными уровнями общения собеседников. Т.е. всегда нужно пытаться найти компромисс - договариваться вобщем))
  6. карина
    Работаю кассиром и не имею права грубить или высказываться негативно в ответ покупателю, почему же не сделают закон, чтоб покупатель тоже не имеет право высказываться в сторону персонала !а ведь еще бывают покупатель которые переходят на личность и обзываются нехорошими словами !
Оставить свой комментарий
Новое на сайте
Меркантильность: что это и почему важно о ней знать
ЦПД в МВД тесты онлайн - 2024 (с ответами)
Какие фильмы должна посмотреть каждая женщина?
Как узнать, что жена изменяет?
Абьюзивные отношения - психологическому насилию нет места в любви!
Яппи - Кто Это Такие?
^