В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями.
Пифагор.
Чтобы понимать друг друга правильно, людям следует не только разговаривать на «одном языке», но и взаимодействовать на одном уровне. В статье описаны основные уровни общения, указаны их особенности. Ознакомившись с этой информацией, человек сможет анализировать процесс коммуникации, что поможет устанавливать продуктивные взаимоотношения.
Общение является основой любого человеческого взаимодействия. Существуют разные уровни общения. В процессе обмена информацией людям следует обязательно учитывать этот факт. Это поможет настроиться с партнёром «на одну волну» и наладить конструктивный контакт, правильно понять собеседника и воспринять его слова максимально объективно.
Среди всего разнообразия вербального взаимодействия психологи выделяют шесть уровней общения. Каждый из них имеет свои особенности, использует разные психологические приёмы и методы влияния на партнёра, типичные слова и фразы.
Рассмотрим их подробнее:
- Примитивное общение - характеризуется низкой заинтересованностью в результате коммуникации.
Собеседник не волнуется о том, насколько правильно будут восприняты его слова и адекватно понята суть высказывания. Он не заинтересован в налаживании контакта. Характерные черты такого общения:
- Скудный словарный запас.
- Быстрый темп речи.
- Надменная позиция в отношении собеседника.
- Партнёр по общению не воспринимается как личность с собственным мнением.
- Низкий уровень культуры общения.
Пример такого общения – контакт с пьяным, грубым, либо невоспитанным человеком. При взаимодействии с такой личностью не стоит поддаваться эмоциям и переходить на её уровень. Есть высокая вероятность того, что это закончится конфликтом. Говорить следует спокойно, чётко, вежливо, но достаточно твёрдо, в некоторых ситуациях даже жёстко. Слишком дружелюбное обращение в данной ситуации неуместно.
- Манипулятивное общение предполагает, что партнёр воспринимается не как личность с собственными интересами и потребностями, а как инструмент достижения определённых целей другого человека.
Собеседник о своих желаниях и взглядах не заявляет прямо. Он использует завуалированные манипулятивные способы (лесть, угрозы, намёки), чтобы собеседник сам предложил выгодное для него решение.
Этот уровень общения широко используется в быту, а также в деловой сфере. Для некоторых профессий, таких как политики, дипломаты, менеджеры, продавцы, манипулятивное общение является приемлемым. В личных отношениях оно мешает наладить искренний контакт, поэтому его следует избегать.
- Деловое общение – предусматривает серьёзную атмосферу, отсутствие фамильярности.
Собеседники внимательно слушают друг друга, пытаются максимально точно и адекватно интерпретировать суть сказанного. При этом уровне общения обязательно соблюдается определённая дистанция, субординация. Разговор ведётся очень вежливо, в соответствии с правилами этикета. Уровень делового общения зависит от статуса собеседника и конкретной обстановки.
Деловое общение может использоваться не только в рабочей ситуации, но и в личных отношениях для улаживания споров. Собеседники руководствуются рациональными доводами, а не эмоциональными порывами. Это помогает решить конфликт на ранних стадиях.
- Игровое общение используют в своём взаимодействии люди, позитивно расположенные к собеседнику.
Для него характерна шутливая несерьёзная форма, неформальная обстановка, эмоциональность, использование юмора. Собеседник, инициирующий игровой уровень общения, заинтересован в установлении контакта с партнёром.
- Духовное общение является самым высоким уровнем взаимодействия людей.
При такой коммуникации партнёр воспринимается как личность, индивидуальность с неповторимым внутренним миром. На таком уровне общаются близкие люди, друзья, родные. Для него характерно максимальное раскрытие собственной личности и погружение в духовные переживания собеседника, доверительное отношение к нему. Духовное общение исключает лицемерие, неискренность, недомолвки и элементы манипуляции.
- Общение на «уровне масок» широко используется в обществе, чтобы создать определённое впечатление на окружающих.
В действительности же человек не переживает демонстрируемые эмоции. Это формальное общение, служащее для поддержания социальных контактов. Исполняя определённую социальную роль, человеку приходится использовать «маски». Продавец в магазине будет улыбаться покупателям, даже если в данный момент ему грустно.
При помощи масок устанавливаются формальные контакты. Постоянно используя в общении с окружающими «маски», человек теряет собственную индивидуальность.
Оптимальным уровнем общения для рабочей обстановки является деловой. В ряде ситуаций оправдано использование манипулятивного уровня и коммуникации на «уровне масок».
Неприемлемо в деловой ситуации использовать примитивный и игровой уровень. Неуместно в большинстве случаев и духовное общение.
Можно сделать выводы, что чем быстрее и правильнее удастся определить, какой уровень общения следует использовать в актуальной ситуации, тем успешнее и продуктивнее будет диалог.
- Общение на «уровне масок» широко используется в обществе, чтобы создать определённое впечатление на окружающих.
- Духовное общение является самым высоким уровнем взаимодействия людей.
- Игровое общение используют в своём взаимодействии люди, позитивно расположенные к собеседнику.
- Деловое общение – предусматривает серьёзную атмосферу, отсутствие фамильярности.