[aviable=cat]
Психология общения - это наука о межличностных коммуникациях людей друг с другом. Материалы раздела о психологии общения доказывают, что без общения невозможно взаимодействие между людьми.
Психология общения: нужна ли она?
Что такое психология общения? Каждый успешный человек и развитая личность не может жить без коммуникации. Далее пойдет речь о том, как успешно и результативно организовать общение между людьми.

Человек – существо социальное, потому общение является неотъемлемой частью его жизни. Обладая навыками общения, мы можем адаптироваться в обществе, однако зачастую минимальных навыков недостаточно. Они требуют постоянного развития и усовершенствования.

Прежде нужно разобраться с понятием «психология общения», которое подразумевает в своей основе особенности и разновидности общения, а также определения всех понятий, которые способствуют достижению успешного результата в работе над этой задачей.

Суть общения и его цель


Начиная разговор в том или ином виде, люди должны четко осознавать, с какой целью он ведется и каковые должны быть прогнозируемые результаты беседы.

Понятие общения в психологии подразумевает некую классификацию последнего:
  • Дружеское
  • Интимное
  • Деловое общение.

Последний вид, на первый взгляд, считается самым планируемым видом беседы. Но и такой вид коммуникации зачастую оказывается бессмысленным.

По утверждениям психологов, любая коммуникация не может начаться, если на то нет причин. Как правило, они подсознательно генерируются, и основа успеха любого общения – это осознание тех мотивов, которые нами движут в этом случае.

Чтобы понимать эти мотивы, нужно обращать внимание на необходимость общения, которая вытекает из наших основных потребностей.

Перед тем, как появится необходимость в беседе с каким-то человеком, нужно спросить у себя, зачем это. Как только вы для себя ответите на этот вопрос, тогда станет понятен и принцип построения будущего диалога, и его логические части, и даже возможные результаты.

Особенности коммуникации


Структура общения в психологии анализируются разными психологами. Каждый предлагает свой принцип классификации.
По целям и средствам:
  1. По сути содержания
  2. По разноплановости целей
  3. По используемым средствам для общения

Первый тип подразделяется на:
  • материальное общение;
  • когнитивное;
  • деятельностное;
  • кондиционное;
  • мотивационное.

Общение по целям может быть биологическим или социальным, а по средствам – непосредственным (когда принимают участие органы чувств), опосредованным (использование каких-то средств); прямым (личные контакты) и косвенным (коммуникация с привлечением вторых лиц).

Речевое общение, по мнению психолога Б. Ломова, подразделяется на три основных уровня:
  1. Макроуровень. Анализируя этот уровень, во внимание принимается психологическое состояние человека в отдельно выбранные отрезки времени. Проводится анализ отношений между отдельно взятой личностью и группой.
  2. Мезауровень. Структура общения в этом случае рассматривается как логически завершенная ситуация, которая в принципе может меняться, и человек рассматривается в ней в определенные временные промежутки.
  3. Микроуровень. Он направлен на анализ минимальных единиц коммуникации, которые рассматриваются как «вопрос-ответ».

Функции общения в психологии имеют также несколько видов классификаций, однако суммировать их можно, объединив в основные шесть:
  1. Внутриличностная, когда человек ведет внутренний диалог, то есть общается сам с собой.
  2. Функция формирования и развития: когда партнер способен влиять на собеседника.
  3. Прагматическая .
  4. Функция, позволяющая передавать и разделять по степени важности нужные сведения.
  5. Структурирование и поддержание межличностных связей, то есть возможность выстраивать отношения между людьми.
  6. Функция подтверждения (нужно не только узнать себя, но и поверить в себя)

Особенности психологии общения заключаются также в анализе видов коммуникации, которых существует несколько:
  1. Примитивное, коммуникация при котором подразумевает лишь общение по принципу необходимости человека. Как только человек получает желаемое, с партнером по коммуникации общение прекращается.
  2. Формальное, суть которого заключается в использовании «масок» вместо реальных эмоций.
  3. Формально-ролевое, которое базируется на соотношении социальных ролей.
  4. Манипулятивное, основная задача которого состоит в получении выгоды со стороны одного из партнеров.
  5. Светское, при котором нет определенного предмета общения.
  6. Духовное, в основе которого лежат интересы дела, но при этом учитывается настрой и эмоции собеседника.

Виды общения в психологии также имеют несколько классификаций, однако именно они помогают установить всю суть контакта с людьми или отдельным индивидом.

Составляющие общения

Коммуникация включает в себя множество составляющих, которые можно разделить на три основных компонента:
  1. Взаимообмен информацией.
  2. Обмен действиями.
  3. Восприятие и оценка партнера.

Работая слаженно, все три стороны общения влекут за собой совместную деятельность людей, способную усовершенствовать их качества и развивать их.

Психология и этика общения имеет свои характерные особенности, учитывая которые, можно организовать процесс коммуникации и добиться тех целей, которые поставлены:
  • Умение правильно говорить.
    Само общение начинается с осознания того, что собеседник может понять вас не так, как вы планировали. Для того чтобы этого избежать, нужно правильно формулировать мысли, используя свой тембр голоса, тональность, эмоциональность и прочие качества.
  • Взаимопонимание.
    В общении нужно быть максимально понятным и выразительным, потому что с человеком открытым и идущим на диалог общаться намного приятнее.

Некоторые хитрости при общении

Психология общения с людьми включает в себя также несколько хитростей, которые помогут построить коммуникацию на должном уровне:
  1. Эффект Франклина
    Франклин считается незаурядной и необычной личностью, которая умела манипулировать людьми. Так, вежливо попросив у него одолжить какую-то вещь, он таким образом гарантировал в ответ для себя одолжение.
  2. Просите больше, чем требуется
    Попросите у человека то, что намного превышает ваши потребности. Отказавшись, у человека появится некое чувство долга, потому, когда он услышит реальную, но для него упрощенную просьбу, он с радостью согласится.
  3. Мимикрия (отражение)
    Это понятие основано на том, что копирование жестов и мимики собеседника улучшает процесс коммуникации. Психологические исследования говорят о том, что человеку свойственно симпатизировать тем, кто похож на них.
  4. Имена
    Еще Дейл Карнеги отмечал, что самый приятный звук для человека – это звук его имени.
  5. Умение слушать
    Согласно принципам психологии, в общении не нужно указывать человеку на его недостатки. Если вы хотите каким-то образом повлиять на ситуацию, в следующий раз найдите какие-то сходства в ваших мнениях и попробуйте начать разговор сначала с согласия. Потом собеседник уже не будет уходить от продолжения беседы.
  6. Перефразируйте то, что вам сообщил собеседник
    Это одна из главных гарантий построения дружеских отношений. Или же можно только что услышанную фразу перефразировать в виде вопроса.

Таким образом была проанализирована основная стратегия понятия «психология общения». Кратко удалось проанализировать принципы и особенности коммуникации, выделить основные понятия и показать возможные пути к успешному межличностному общению.
[/aviable]
Потребность в общении человек испытывает на протяжении всей жизни. Многие люди, лишенные возможности обмениваться информацией с окружающими, ощущают сильный психологический дискомфорт. Изучив данный аспект, исследователи пришли к выводу, что коммуникация занимает важное место в повседневной деятельности любого человека.


Процесс коммуникации – это не только возможность передать и получить сообщение, но и способ самопрезентации, самореализации себя, как личности.


Важные функции общения

  • Обмен информацией
  • Самопознание и самосовершенствование
  • Поддержание социальных связей
  • Построение взаимоотношений с окружающими
  • Воздействие на окружающих

Во время общения устанавливаются и поддерживаются контакты между людьми. Процесс взаимодействия предполагает наличие нескольких этапов:
  • Коммуникация
  • Обмен действиями
  • Оценка участников общения (перцепция)

Организационный аспект коммуникации

Процесс коммуникации стал объектом изучения для психологов, социологов, культурологов, лингвистов и других специалистов. На современном этапе исследования существует несколько классификаций форм общения. В основе наиболее удачной, по мнению ученых, попытки систематизации видов коммуникации лежит организационный аспект взаимодействия.

Основными формами общения, согласно данной классификации, являются:
  • Индивидуальные беседы
  • Групповые беседы
  • Общение по телефону
  • Проведение переговоров, собраний, совещаний, конференций
  • Дискуссии, диспуты и др.

По мнению ведущих специалистов, самая распространенная форма общения между людьми – это беседа. Основная цель данного вида коммуникации – это передача вербального сообщения, а также обмен мыслями, эмоциями и др.

В зависимости от цели, беседы разделяют на:
  • Ритуальные: когда процесс коммуникации сопровождает какой – либо обряд или другое действо. Во время беседы участники общения должны придерживаться особых правил речевого этикета
  • Личностные: общение между родственниками, друзьями и др., направленное на установку эмоционально – психологического контакта между субъектами коммуникации
  • Деловые: обмен информацией между партнерами, коллегами по работе и др.

В индивидуальной беседе принимают участие два человека, в групповой – неограниченное количество.
Многие исследователи считают, что беседа – это творческий процесс, поэтому вмешиваться в него со стороны, поправлять участников или давать какие – либо рекомендации не имеет смысла. Тем не менее, за время изучения данного аспекта было создано множество правил и советов, как сделать процесс коммуникации более эффективно, правда, в основном, они касаются деловой беседы.

Функции деловой беседы

  • Обмен данными
  • Организация действий
  • Составление планов, обсуждение перспектив
  • Поиск новых более эффективных стратегий коммуникации
  • Побуждение партнеров к ответным действиям


Деловая беседа: составляем план

Специалисты рекомендуют перед началом коммуникации обязательно набросать план, в котором должна быть информация о том, что и с какой целью будет сказано. Именно поэтому деловая беседа довольно редко протекает в произвольной форме.
На какие моменты нужно обратить внимание:
  • Цель: каких результатов вы хотите достичь
  • Средства: с помощью каких методов, приемов и др. можно добиться поставленной задачи
  • Коммуникативная активность: подбор соответствующих средств воздействия на поведение собеседника

Кроме того, стоит спланировать беседу таким образом, чтобы она не была слишком растянутой. Учтите, что когда участники общения устанут, они не смогут сосредоточиться на серьезных моментах. Также продумайте ход разговора: важные темы лучше всего затронуть в начале или в середине диалога (или полилога).

·

В беседе с одним или несколькими участниками Вы "ведете" беседу или Вас "ведут" в ней?
Вопросы и Ответы
Комментариев к материалу: 5
  1. Лариса
    Общение в нашей жизни занимает основную роль, наверно потому, что мы живем в социальном обществе. Через общение происходит самореализация личности, поэтому так популярны социальные сети. Каждый человек хочет высказаться и быть услышанным.
  2. Алена
    Я не думаю, что нужно обязательно пытаться найти общий язык. Если есть о чём поговорить с человеком, то я разговариваю, и то, только с подругой, например. А разговоры ни о чём, которые так любят заводить на работе, я не люблю. Только от рабочего процесса отвлекают.

    Я не думаю, что нужно обязательно пытаться найти общий язык. Если есть о чём поговорить с человеком, то я разговариваю, и то, только с подругой, например. А разговоры ни о чём, которые так любят заводить на работе, я не люблю. Только от рабочего процесса отвлекают.
  3. Марина
    Кому то общение дается легко, а кому то приходится осваивать эту науку. Вот например я долгое время с детства тяжело находила общий язык со сверстниками, Мне было тяжело морально, основной проблемой было то, что я не знала о чем общаться, как стать интересной собеседнику и от этого испытывала кучу комплексов. Борьба с собой была долгой и сложной. Но учится быть коммуникативным человеком нужно обязательно, без этого не прожить.
  4. Александр
    Цитата: ирина
    Я даже иногда не могу понять, почему один человек легко сходится с людьми, а другой ведет себя скованно. Видимо причины коммуникабельности закладываются в семье. Но есть и плюс у этого качества. Ведь взрослый неуверенный в себе человек может сам воспитать в себе коммуникабельность, что значительно облегчит общение с окружающими.

    Ну люди разные бывают - это так же зависит от психотипа человека. Наверное слышали что есть интроверты и экстраверты. Интроверты это те люди, которые тяжело находят общий язык с людьми, да и в принципе нуждаются в общении меньше чем экстраверты. Экстраверты очень общительны. Общение экстравертам необходимо, потому как это позволяет им чувствовать себя комфортно.
  5. ирина
    Я даже иногда не могу понять, почему один человек легко сходится с людьми, а другой ведет себя скованно. Видимо причины коммуникабельности закладываются в семье. Но есть и плюс у этого качества. Ведь взрослый неуверенный в себе человек может сам воспитать в себе коммуникабельность, что значительно облегчит общение с окружающими.
Оставить свой комментарий
Новое на сайте
ЦПД в МВД тесты онлайн - 2025 (с ответами)
Меркантильность: что это и почему важно о ней знать
Какие фильмы должна посмотреть каждая женщина?
Как узнать, что жена изменяет?
Абьюзивные отношения - психологическому насилию нет места в любви!
Яппи - Кто Это Такие?
^