Формы общения и процесс коммуникации |
Потребность в общении человек испытывает на протяжении всей жизни. Многие люди, лишенные возможности обмениваться информацией с окружающими, ощущают сильный психологический дискомфорт. Изучив данный аспект, исследователи пришли к выводу, что коммуникация занимает важное место в повседневной деятельности любого человека.
Во время общения устанавливаются и поддерживаются контакты между людьми. Процесс взаимодействия предполагает наличие нескольких этапов:
Процесс коммуникации стал объектом изучения для психологов, социологов, культурологов, лингвистов и других специалистов. На современном этапе исследования существует несколько классификаций форм общения. В основе наиболее удачной, по мнению ученых, попытки систематизации видов коммуникации лежит организационный аспект взаимодействия.Основными формами общения, согласно данной классификации, являются:
По мнению ведущих специалистов, самая распространенная форма общения между людьми – это беседа. Основная цель данного вида коммуникации – это передача вербального сообщения, а также обмен мыслями, эмоциями и др. В зависимости от цели, беседы разделяют на:
В индивидуальной беседе принимают участие два человека, в групповой – неограниченное количество. Многие исследователи считают, что беседа – это творческий процесс, поэтому вмешиваться в него со стороны, поправлять участников или давать какие – либо рекомендации не имеет смысла. Тем не менее, за время изучения данного аспекта было создано множество правил и советов, как сделать процесс коммуникации более эффективно, правда, в основном, они касаются деловой беседы.
Специалисты рекомендуют перед началом коммуникации обязательно набросать план, в котором должна быть информация о том, что и с какой целью будет сказано. Именно поэтому деловая беседа довольно редко протекает в произвольной форме.На какие моменты нужно обратить внимание:
Кроме того, стоит спланировать беседу таким образом, чтобы она не была слишком растянутой. Учтите, что когда участники общения устанут, они не смогут сосредоточиться на серьезных моментах. Также продумайте ход разговора: важные темы лучше всего затронуть в начале или в середине диалога (или полилога). |