Формы общения и процесс коммуникации

Потребность в общении человек испытывает на протяжении всей жизни. Многие люди, лишенные возможности обмениваться информацией с окружающими, ощущают сильный психологический дискомфорт. Изучив данный аспект, исследователи пришли к выводу, что коммуникация занимает важное место в повседневной деятельности любого человека.


Процесс коммуникации – это не только возможность передать и получить сообщение, но и способ самопрезентации, самореализации себя, как личности.


Важные функции общения

  • Обмен информацией
  • Самопознание и самосовершенствование
  • Поддержание социальных связей
  • Построение взаимоотношений с окружающими
  • Воздействие на окружающих

Во время общения устанавливаются и поддерживаются контакты между людьми. Процесс взаимодействия предполагает наличие нескольких этапов:
  • Коммуникация
  • Обмен действиями
  • Оценка участников общения (перцепция)

Организационный аспект коммуникации

Процесс коммуникации стал объектом изучения для психологов, социологов, культурологов, лингвистов и других специалистов. На современном этапе исследования существует несколько классификаций форм общения. В основе наиболее удачной, по мнению ученых, попытки систематизации видов коммуникации лежит организационный аспект взаимодействия.

Основными формами общения, согласно данной классификации, являются:
  • Индивидуальные беседы
  • Групповые беседы
  • Общение по телефону
  • Проведение переговоров, собраний, совещаний, конференций
  • Дискуссии, диспуты и др.

По мнению ведущих специалистов, самая распространенная форма общения между людьми – это беседа. Основная цель данного вида коммуникации – это передача вербального сообщения, а также обмен мыслями, эмоциями и др.

В зависимости от цели, беседы разделяют на:
  • Ритуальные: когда процесс коммуникации сопровождает какой – либо обряд или другое действо. Во время беседы участники общения должны придерживаться особых правил речевого этикета
  • Личностные: общение между родственниками, друзьями и др., направленное на установку эмоционально – психологического контакта между субъектами коммуникации
  • Деловые: обмен информацией между партнерами, коллегами по работе и др.

В индивидуальной беседе принимают участие два человека, в групповой – неограниченное количество.
Многие исследователи считают, что беседа – это творческий процесс, поэтому вмешиваться в него со стороны, поправлять участников или давать какие – либо рекомендации не имеет смысла. Тем не менее, за время изучения данного аспекта было создано множество правил и советов, как сделать процесс коммуникации более эффективно, правда, в основном, они касаются деловой беседы.

Функции деловой беседы

  • Обмен данными
  • Организация действий
  • Составление планов, обсуждение перспектив
  • Поиск новых более эффективных стратегий коммуникации
  • Побуждение партнеров к ответным действиям


Деловая беседа: составляем план

Специалисты рекомендуют перед началом коммуникации обязательно набросать план, в котором должна быть информация о том, что и с какой целью будет сказано. Именно поэтому деловая беседа довольно редко протекает в произвольной форме.
На какие моменты нужно обратить внимание:
  • Цель: каких результатов вы хотите достичь
  • Средства: с помощью каких методов, приемов и др. можно добиться поставленной задачи
  • Коммуникативная активность: подбор соответствующих средств воздействия на поведение собеседника

Кроме того, стоит спланировать беседу таким образом, чтобы она не была слишком растянутой. Учтите, что когда участники общения устанут, они не смогут сосредоточиться на серьезных моментах. Также продумайте ход разговора: важные темы лучше всего затронуть в начале или в середине диалога (или полилога).
Оригинал: https://psymod.ru/psikhologiya-obshcheniya/46-formy-obscheniya.html