Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно.
Платон
В современной науке существуют разные точки зрения относительно работы детектора лжи. Есть те, кто активно его используют, полностью ему доверяя, есть и те, кто относятся к результатам полиграф-тестирования с большой долей скепсиса. Однако, и те и другие сходятся во мнении, что результаты работы детектора лжи необходимо оптимизировать, чтобы минимизировать количество допускаемых им погрешностей и ошибок. И здесь очень много зависит непосредственно от процедуры задавания вопросов.
Какова же эта процедура и какие вопросы нужно задавать, чтобы получить правдивые и объективные результаты?
Как правило, при тестировании на полиграфе задействуются четыре варианта вопросов, включающие в себя подварианты. Однако основными среди них считаются два – релевантные и контрольные, поскольку именно они применяются наиболее часто при расследовании преступлений.
- Так, например, примером релевантного вопроса является такой: «Вы украли 1000 рублей?»
То есть это вопрос в лоб, напрямую.
- А контрольным вопросом может послужить в подобной ситуации такой: «Вы когда-нибудь что-то воровали?».
Цель контрольного вопроса – вывести тестируемого из эмоционального равновесия. Если человек невиновен, разумеется, он сразу же начнёт отрицать, что когда-либо что-то воровал, возмущаться, выходить из себя. Его сомнения направлены не на конкретную кражу, в связи с которой и задаётся вопрос, а на его прошлые поступки, которые могут быть им самим по-разному интерпретированы.
Тогда как при релевантных вопросах он будет спокоен, зная, что невиновен. Виновный же, напротив, при контрольном вопросе будет спокоен, так как внутренне он боится именно вопроса по существу, то есть релевантного.
Но есть среди исследователей и противники такого подхода, считая, что имеет значение не только тип вопроса, но и то, как тестируемый относится к самому детектору лжи, так как это задаёт психологическую установку.
Они полагают, что невиновный человек может начать волноваться относительно безошибочности детектора лжи и в итоге выказывать сильное волнение при ответе как на контрольные вопросы, так и на релевантные, что вообще помешает правильной оценке его ответов полиграфологом.
То же касается и виновного человека. Он может быть уверенным в безошибочности детектора лжи и проявить волнение именно при задавании контрольных вопросов, а в случае релевантных – настроиться на неправдивый ответ.
То есть техника задавания невиновному контрольных вопросов, вызывающих сильное эмоциональное возбуждение, работает только тогда, когда человек оказывает сильное сопротивление необходимости признаться в присвоении чего-то чужого в прошлом. Тогда как при релевантном вопросе у него наступает расслабление. Но так случается не всегда, и бывает так, что человеку, говорящему правду, не верят, поскольку он спокойно отвечает на контрольные вопросы и волнуется при ответе на релевантные.
Любой детектор лжи имеет дело с живыми людьми, а человек – это сумма эмоций, убеждений, представлений. И реакция разных людей на один и тот же вопрос может быть абсолютно не предсказуемой.
Так, например, человек может начать волноваться на релевантном вопросе потому, что с предубеждением относится к полиции, ему кажется, что на контрольных вопросах он уже десятки раз доказал свою невиновность, а на релевантном – он просто выплеснет свои эмоции.
С другой стороны, многие люди противятся процедуре тестирования на детекторе лжи как таковой, отвечая испуганно, взволнованно и даже озлоблено. Нельзя исключать и такую вещь, например, как эмпатия. Подозреваемый может быть непричастен к преступлению, однако, в силу свойств психики, реагировать на конкретные релевантные вопросы более эмоционально, тогда как более абстрактные контрольные могут оставить его безучастным.
Однако техника задавания контрольных вопросов является очень эффективной, если профессиональный полиграфолог разработает план вопросов и примет во внимание личностные особенности испытуемого.
- А контрольным вопросом может послужить в подобной ситуации такой: «Вы когда-нибудь что-то воровали?».