Банк — это здравый смысл, трезвый подход к действительности, к партнерам.
Ж. Вриньо
Сферы распространения применения детектора лжи расширяются год от года. Все чаще к услугам полиграфологов прибегают банковские и другие финансовые учреждения, стремящиеся обезопасить себя от мошенничества, воровства, шпионажа и элементарной недобросовестности служащих.
Не секрет, что очень часто самый крупный вред банку приносят именно собственные сотрудники, нежели успехи конкурирующих организаций, поскольку, по статистике, именно работники финансово-коммерческих отделов оказываются инициаторами при совершении хищений и различных махинаций. Кто, как не сами сотрудники банка, знают плюсы и минусы устройства своей организации лучше всех?
Очень часто руководитель банка или учредители, не желая выносить сор из избы при внутренних конфликтах и, дорожа репутацией своего учреждения, не стремятся обращаться в правоохранительные органы за выявлением виновных. И полиграф здесь – средство куда более приемлемое. При этом на постсоветском пространстве на безопасность в банках тратится не так уж много, в сравнении с Западом или Америкой.
Отчасти проблемы возникают ещё и потому, что банки считают своей первоочередной задачей обеспечение безопасности банковских операций, сделок, защиты нематериальных активов и банковской информации, а также личной безопасности руководства и сотрудников банка. И проблема кадровой безопасности отходит на второй план. Хотя кадровая безопасность – залог хорошей репутации и успешного ведения дел не только в банке, но и в любом учреждении, имеющем дело с немалыми финансовыми оборотами. И стоит задумываться об этом уже на первом этапе - этапе подбора персонала, поскольку любой человек – это сложная и довольно-таки непредсказуемая система, которую стоит детально изучить до приёма на работу.
Это ужасно тяжёлая работа — ничего не делать.
Оскар Уайльд
Кроме того, плановые и профилактические проверки становятся крайне эффективным методом обнаружения готовящегося преступления, когда оно ещё по факту не совершено, но уже есть ряд симптомов, позволяющих с уверенностью выявить злоумышленников. Здесь срабатывает и психологический фактор. После теста на детекторе лжи сотрудники банка могут отказаться от своих преступных планов.
При этом у банка есть варианты в выстраивании отношений с полиграфологом. Поскольку услуги такого специалиста стоят немало, банк может взять полиграфолога в штат, привлечь компанию на аутсорсинг либо купить аппарат и обучить кого-то из сотрудников. Выбор в пользу того или иного варианта зависит исключительно от того, насколько часто банк планирует проводить подобные проверки.
И, разумеется, любая проверка на детекторе лжи совершается только с письменного согласия тестируемого после того, как полиграфолог разъяснит ему его права и смысл процедуры.