Но независимо от того, интроверт вы или экстраверт, существуют методы, которые помогают эффективно преодолевать психологические барьеры, возникающие при общении с окружающими людьми.
У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.
Сократ
Каждый из нас хоть раз в жизни попадал в ситуацию, когда у него возникали трудности в общении.
Кто-то тяжело адаптируется к новому коллективу, кто-то стеснителен от природы, кто-то боится публичных выступлений, кто-то робеет перед начальством.
При этом наиболее распространёнными причинами возникновения проблем при общении являются неуверенность в себе, в своей значимости, излишняя углублённость в свои проблемы, дурное настроение или, наоборот, самоуверенность и назойливость.
Прежде всего, даже если вы собираетесь кого-то о чем-то попросить, не испытывайте чувства вины. Психологи доказали, что за чувством вины всегда кроется страх наказания (либо неодобрения).
Все люди всегда кого-то о чем-то просят на протяжении жизни, и если у человека нет времени или желания вам помогать, он сам об этом сообщит. Всегда лучше попытаться обратиться и получить отказ, чем не обратиться вообще.
Кроме того, не концентрируйтесь на отказе. Не считайте, что отказ – это ваша вина. Человек может отказать вам по сугубо личным причинам, совершенно с вами не связанным.
Нередко неуверенность в себе выдают нечёткая речь, длинные паузы между словами, робкие интонации. Избавиться от таких вещей зачастую тяжелее всего. Здесь можно обратиться к специальной литературе, чтобы попрактиковаться в психологических упражнениях или в моделировании ситуаций.
- Кстати, чтение книг по психологии в любом случае не помешает, какова бы ни была природа ваших коммуникативных трудностей.
Ещё лучше – посетить психолога, так как такой путь приведёт к желаемому результату гораздо быстрее.
Также стоит научиться реагировать на гнев собеседника. Очень часто мы оказываемся абсолютно не готовыми к внезапным вспышкам агрессии со стороны знакомых и незнакомых нам людей.
Лучшей тактикой в таких ситуациях станет сохранение спокойствия. Но это не означает отсутствия реакции как таковой. Вы должны уметь защитить себя, но спокойный тон в этом случае будет лучшим оружием, чем вспышки эмоций.
Кроме того, возьмите себе за правило никогда не оправдываться, не мямлить и не уточнять. Это создаст впечатление о вас как о слабой личности, которой легко манипулировать.
Если речь идёт о деловых отношениях, и вы допустили ошибку, лучше использовать открытые вопросы типа «где?», «что?», «к какому сроку?», которые демонстрируют вашу готовность исправить положение, причём в очень конкретных формулировках. Или используйте фразу «я подумаю, что можно сделать», чтобы не дать возможность второй стороне приравнять ваш промах в работе к вашей личности, т. е. пытаться демонстрировать вам утверждение, что вы вообще не можете хорошо работать.
Что касается плохого настроения, то все мы, конечно, время от времени бываем не в духе, но не стоит вымещать свои проблемы на другом человеке.
Если уж очень хочется, можно рассказать, если это ваш друг, о причинах вашего плохого настроения, но не действовать по принципу «если плохо мне – пусть плохо будет всем». Поверьте, улыбка всегда располагает к себе больше.
Также не стоит прибегать к банальности. Ответ «все в порядке» на вопрос «как дела?», если речь не идёт о беглом приветствии по дороге на работу, — не самый лучший способ завязать беседу.
Расскажите что-нибудь о произошедшем за неделю, месяц или, если ничего особенного не происходило, какой-нибудь актуальный анекдот. Обязательно спросите о жизни и планах собеседника. Не бойтесь разговаривать.
Каждый день кто-нибудь из многих миллионов людей, живущих на Земле, с кем-нибудь общается, так почему же вам не стать именно этим человеком?