- Некоторые исследования считают его относительно безвредным.
- Другие полагают, что это может серьезно повредить.
- Третьи утверждают, что это зависит от того, как люди используют платформы.
Новое исследование в журнале «Личность и индивидуальные различия» добавляет столь необходимую перспективу к этой продолжающейся дискуссии.
В частности, группа исследователей во главе с Алиссой Сайпу из Университета Райерсона в Торонто проанализировала совокупные результаты 121 исследования, чтобы выяснить, могут ли они прийти к единому мнению относительно связи между использованием социальных сетей и самооценкой.
Их результаты свидетельствуют о том, что использование социальных сетей, скорее всего, приносит больше вреда, чем пользы.
«Популярность сайтов социальных сетей побудила исследователей исследовать взаимосвязь между использованием сайтов социальных сетей и различными психологическими переменными, одной из которых является чувство собственного достоинства»,
заявляет Сайпху и ее команда.
«Существует множество теоретической и эмпирической литературы, подтверждающей взаимосвязь между этими двумя переменными, однако выводы неоднозначны. Мы обнаружили небольшую, значительную, негативную связь между использованием сайта социальной сети и самооценкой, предполагая, что более высокие уровни использования сайта социальной сети связаны с низким уровнем самооценки».
Чтобы прийти к такому выводу, Сайпху и ее команда собрали исследования, опубликованные по вопросам использования социальных сетей и самооценки за последние два десятилетия. Это составило 121 исследование и 91 462 участника наблюдения. Затем исследователи вычислили среднюю корреляцию между самооценкой и использованием социальных сетей во всех 121 исследованиях. Они обнаружили, что это значение является отрицательным (r = -0,08), что означает: более широкое использование социальных сетей приводило к снижению самоуважения.
Исследователи полагают: это связано с несколькими различными факторами. Во-первых, люди, которые используют сайты социальных сетей, могут строить свою личную жизнь. Другими словами, люди обменивают сильные и поддерживающие реальные отношения на более слабые виртуальные отношения. Исследователи также предполагают, что люди с более низкой самооценкой могут использовать социальные сети, чтобы избежать неудобных и неловких реальных событий.
Они пишут:
«Люди с более низкой самооценкой могут развивать больше онлайн-отношений, потому что они, как правило, более чувствительны к межличностным отношениям и более зависимы от одобрения других. Это может быть связано с ощущением неловкости в личных социальных ситуациях, и, таким образом, общение онлайн через сайты социальных сетей может стать для них эффективным способом общения».
Кроме того, люди с низкой самооценкой могут с большей вероятностью использовать сайты социальных сетей не лучшими способами, например, чрезмерно пользоваться социальными сетями или участвовать в негативных социальных сравнениях.
Появилось несколько других интересных результатов: из четырех измеренных регионов (Азия, Австралия, Северная Америка и Европа) исследователи обнаружили, что отрицательная связь между использованием социальных сетей и самооценкой является самой сильной в Австралии и самой слабой в Северной Америке.
Они также обнаружили, что люди, которые использовали несколько социальных сетей, были в худшем положении, чем люди, которые использовали только Facebook. Что неудивительно, люди, которые демонстрировали проблемное использование социальных сетей, демонстрировали самую низкую самооценку среди всех измеренных групп.
Исследователи не ожидают, что данная история заканчивается. Фактически, они полагают, что использование сайтов социальных сетей имеет свои преимущества, которые еще недостаточно изучены.
Они пишут:
«Несмотря на то, что размер нашего эффекта был значительным и соответствовал существующим теориям об использовании сайтов социальных сетей и самооценке, полученный эффект был все же небольшим».
Из-за этого важно рассмотреть альтернативную гипотезу, что более широкое использование сайтов социальных сетей может быть связано с более высокой самооценкой. Эти результаты подчеркивают необходимость дальнейших, более тонких исследований использования сайтов социальных сетей, в частности, позитивных сайтов социальных сетей.