Идея гипнопедии, или способности обучаться во сне, получила широкое распространение в 60-е годы. Например, ее раскрывает писатель Олдос Хаксли в своей книге «О дивный новый мир». По сюжету героям антиутопии с помощью гипнопедии внушают будущую принадлежность к той или иной касте.
Позже теорию, согласно которой человек способен обучаться во сне, отвергли из-за недостатка научных доказательств.
Однако несколько последних исследований показали, что и люди, и животные могут воспринимать во сне простые ассоциации. Тем не менее, насчет более сложных форм обучения вопрос остается открытым.
Согласно научному труду исследователей из ULB, опубликованному в журнале Scientific Reports 6 августа этого года, во время сна наш мозг продолжает улавливать отдельные звуки, но осознать их смысл человек способен только в состоянии бодрствования.
Профессор Факультета психологии Брюссельского университета и член исследовательской команды Джулиана Фартуа с помощью магнитоэнцефалографии (МЭГ) зафиксировала, каким образом человеческий мозг реагирует на единичные звуки и на серию сигналов на этапе медленноволнового сна (фаза сна, во время которой мозговая активность наиболее синхронизирована) и после пробуждения.
Спящим участникам эксперимента включали сначала отдельные чистые звуки, а затем посылали сигналы, сгруппированные таким образом, что весь их поток можно было разделить на несколько групп, каждая из которых состояла из трех элементов.
Сигналы МЭГ показали присутствие мозговой активности в ответ на изолированные звуки в период сна, однако, на потоки сгруппированных звуков никакой реакции не было. При этом во время бодрствования улавливание сгруппированных сигналов было зарегистрировано у всех участников эксперимента.
Таким образом, ученые определили четкие границы в способности человека усваивать новую информацию во сне. Как показало исследование, обучение во время сна сводится к восприятию только простейших ассоциаций.
По материалам: www.sciencedaily.com