Психология общения - это наука о межличностных коммуникациях людей друг с другом. Материалы раздела о психологии общения доказывают, что без общения невозможно взаимодействие между людьми.
Человек – существо социальное, потому общение является неотъемлемой частью его жизни. Обладая навыками общения, мы можем адаптироваться в обществе, однако зачастую минимальных навыков недостаточно. Они требуют постоянного развития и усовершенствования.
Прежде нужно разобраться с понятием «психология общения», которое подразумевает в своей основе особенности и разновидности общения, а также определения всех понятий, которые способствуют достижению успешного результата в работе над этой задачей.
Начиная разговор в том или ином виде, люди должны четко осознавать, с какой целью он ведется и каковые должны быть прогнозируемые результаты беседы.
Понятие общения в психологии подразумевает некую классификацию последнего:
- Дружеское
- Интимное
- Деловое общение.
Последний вид, на первый взгляд, считается самым планируемым видом беседы. Но и такой вид коммуникации зачастую оказывается бессмысленным.
По утверждениям психологов, любая коммуникация не может начаться, если на то нет причин. Как правило, они подсознательно генерируются, и основа успеха любого общения – это осознание тех мотивов, которые нами движут в этом случае.
Чтобы понимать эти мотивы, нужно обращать внимание на необходимость общения, которая вытекает из наших основных потребностей.
Перед тем, как появится необходимость в беседе с каким-то человеком, нужно спросить у себя, зачем это. Как только вы для себя ответите на этот вопрос, тогда станет понятен и принцип построения будущего диалога, и его логические части, и даже возможные результаты.
Структура общения в психологии анализируются разными психологами. Каждый предлагает свой принцип классификации.
По целям и средствам:
- По сути содержания
- По разноплановости целей
- По используемым средствам для общения
Первый тип подразделяется на:
- материальное общение;
- когнитивное;
- деятельностное;
- кондиционное;
- мотивационное.
Общение по целям может быть биологическим или социальным, а по средствам – непосредственным (когда принимают участие органы чувств), опосредованным (использование каких-то средств); прямым (личные контакты) и косвенным (коммуникация с привлечением вторых лиц).
Речевое общение, по мнению психолога Б. Ломова, подразделяется на три основных уровня:
- Макроуровень. Анализируя этот уровень, во внимание принимается психологическое состояние человека в отдельно выбранные отрезки времени. Проводится анализ отношений между отдельно взятой личностью и группой.
- Мезауровень. Структура общения в этом случае рассматривается как логически завершенная ситуация, которая в принципе может меняться, и человек рассматривается в ней в определенные временные промежутки.
- Микроуровень. Он направлен на анализ минимальных единиц коммуникации, которые рассматриваются как «вопрос-ответ».
Функции общения в психологии имеют также несколько видов классификаций, однако суммировать их можно, объединив в основные шесть:
- Внутриличностная, когда человек ведет внутренний диалог, то есть общается сам с собой.
- Функция формирования и развития: когда партнер способен влиять на собеседника.
- Прагматическая .
- Функция, позволяющая передавать и разделять по степени важности нужные сведения.
- Структурирование и поддержание межличностных связей, то есть возможность выстраивать отношения между людьми.
- Функция подтверждения (нужно не только узнать себя, но и поверить в себя)
Особенности психологии общения заключаются также в анализе видов коммуникации, которых существует несколько:
- Примитивное, коммуникация при котором подразумевает лишь общение по принципу необходимости человека. Как только человек получает желаемое, с партнером по коммуникации общение прекращается.
- Формальное, суть которого заключается в использовании «масок» вместо реальных эмоций.
- Формально-ролевое, которое базируется на соотношении социальных ролей.
- Манипулятивное, основная задача которого состоит в получении выгоды со стороны одного из партнеров.
- Светское, при котором нет определенного предмета общения.
- Духовное, в основе которого лежат интересы дела, но при этом учитывается настрой и эмоции собеседника.
Виды общения в психологии также имеют несколько классификаций, однако именно они помогают установить всю суть контакта с людьми или отдельным индивидом.
Коммуникация включает в себя множество составляющих, которые можно разделить на три основных компонента:
- Взаимообмен информацией.
- Обмен действиями.
- Восприятие и оценка партнера.
Работая слаженно, все три стороны общения влекут за собой совместную деятельность людей, способную усовершенствовать их качества и развивать их.
Психология и этика общения имеет свои характерные особенности, учитывая которые, можно организовать процесс коммуникации и добиться тех целей, которые поставлены:
- Умение правильно говорить.
Само общение начинается с осознания того, что собеседник может понять вас не так, как вы планировали. Для того чтобы этого избежать, нужно правильно формулировать мысли, используя свой тембр голоса, тональность, эмоциональность и прочие качества. - Взаимопонимание.
В общении нужно быть максимально понятным и выразительным, потому что с человеком открытым и идущим на диалог общаться намного приятнее.
Психология общения с людьми включает в себя также несколько хитростей, которые помогут построить коммуникацию на должном уровне:
- Эффект Франклина
Франклин считается незаурядной и необычной личностью, которая умела манипулировать людьми. Так, вежливо попросив у него одолжить какую-то вещь, он таким образом гарантировал в ответ для себя одолжение. - Просите больше, чем требуется
Попросите у человека то, что намного превышает ваши потребности. Отказавшись, у человека появится некое чувство долга, потому, когда он услышит реальную, но для него упрощенную просьбу, он с радостью согласится. - Мимикрия (отражение)
Это понятие основано на том, что копирование жестов и мимики собеседника улучшает процесс коммуникации. Психологические исследования говорят о том, что человеку свойственно симпатизировать тем, кто похож на них. - Имена
Еще Дейл Карнеги отмечал, что самый приятный звук для человека – это звук его имени. - Умение слушать
Согласно принципам психологии, в общении не нужно указывать человеку на его недостатки. Если вы хотите каким-то образом повлиять на ситуацию, в следующий раз найдите какие-то сходства в ваших мнениях и попробуйте начать разговор сначала с согласия. Потом собеседник уже не будет уходить от продолжения беседы. - Перефразируйте то, что вам сообщил собеседник
Это одна из главных гарантий построения дружеских отношений. Или же можно только что услышанную фразу перефразировать в виде вопроса.
Таким образом была проанализирована основная стратегия понятия «психология общения». Кратко удалось проанализировать принципы и особенности коммуникации, выделить основные понятия и показать возможные пути к успешному межличностному общению.