Научные сотрудники отделения психологии Йельского Университета провели масштабное исследование при участии более тысячи добровольцев из студенческого актива университетского комплекса.
Во время эксперимента для испытуемых создавалась ситуация экзамена, в процессе которого подопытные были разделены на две группы:
- Первым при подготовке к ответу на вопрос можно было использовать интернет.
- Другим же участникам предоставлялись источники ответов на бумажных носителях – рефераты, книги и листы бумаги с напечатанным текстом.
Участники первой группы, активно использовавшие поисковые сайты, проявляли большую самоуверенность в собственных знаниях по сравнению с представителями второй группы, хотя их осведомлённость по конкретно заданному вопросу оказалась довольно сомнительной.
Во время смоделированной ситуации испытуемым из обеих групп задавали второй вопрос, не связанный с тематической направленностью «экзамена», например: «Почему в облачную погоду ночи теплее?»:
- Активные пользователи интернета по-прежнему лидировали в попытках озвучить наиболее правдоподобный ответ,
Студенты из второй группы обнаружили больше здравого смысла, трезво оценивая свои познания.
По мнению профессора психологии Йельского университета Фрэнка Кейла, состояние «активного пребывания в режиме поиска» оказывает определённое влияние на человека даже после окончания сессии на поисковых сайтах, создавая иллюзию отсутствия границ между его знаниями и знаниями всего человечества.
Безусловно, подобная иллюзия весьма опасна, когда человеку необходимо принять верное решение, адекватно оценивая свои возможности и представления о реальности.