Взять кредит в банке довольно просто. Переоценка своей платёжеспособности или неожиданное снижение доходов (задержка зарплаты, потеря работы, тяжёлое заболевание) могут привести к просрочке погашения кредита.

Так как банки существуют за счёт процентов от ссуд, то поиск надёжных клиентов и умение взыскания просроченных долгов спасает их от банкротства. В таких ситуациях банки могут сотрудничать с коллекторскими фирмами.
Небольшой долг создаёт должника, долг побольше - врага.
Публий Сир
Предстоит общение с коллекторами...



Кто такие коллекторы?

Коллектор в переводе с английского означает «сборщик», «собирающий». Это сотрудник коллекторской компании или агентства, задача которого – получить долг с заёмщика.

Он использует разные способы воздействия (угрозы, психологическое давление, запугивания), стараясь вызвать страх, вывести из эмоционального равновесия.

Навыки психологического давления при ведении переговоров коллекторы получают на специальных тренингах.

Помните! Угрозы коллекторов необоснованны! Их деятельность строго определена законом, охраняющим права и свободы граждан, которые никто не вправе нарушить.


Коллекторские компании – это коммерческие организации, не имеющие особого правового статуса или полномочий власти. Лицензию на деятельность коллектор не имеет, аккредитацию компания не проходит. Коллекторы работают с клиентами, долг которых перед банком находится в интервале от 25 тысяч до 200 тысяч рублей.

Как сотрудничают банки и коллекторские агентства?

Сотрудничество данных структур возможно в двух формах:
  1. На основании агентского договора. Банк за вознаграждение поручает коллектору заставить должника погасить кредит. Должник же может решать вопросы кредитного договора напрямую с банком, минуя услуги коллектора. Это его право.
  2. Согласно договору цессии (договор уступки права требования). В этом случае банк продаёт право взыскания кредитного долга, подтверждая это документально. Банк оставляет за собой остальные права и обязанности в рамках действия кредитного договора.

Как общаться с коллекторами?

Подсчитайте свои долги
Основной контингент среди коллекторов – психологи и представители правоохранительных органов. Их профессионализм заключается в умении манипулировать, оказывать давление, посеять страх, сомнения – то есть нарушить эмоциональное равновесие.

Один из часто используемых методов – запугивание уголовной ответственностью перед законом по ст.177 УК РФ «Злостное уклонение от кредиторской задолженности». Были лишь единичные привлечения. Знать об этом законе нужно, но бояться не стоит.

Ещё одна статья, к которому апеллируют коллекторы – 159 «Мошенничество». При внесении хотя бы одного платежа статья будет для Вас безопасной, так как отсутствует злой умысел.

Ваша задача – сохранить спокойствие, запастись терпением, знанием законов и своих прав.

Существует три формы общения с коллекторами: по телефону, посредством переписки, личная встреча.

Как разговаривать с коллектором по телефону

  • Сначала выясните, из какой компании звонят (точное название), кто звонит (фамилия, имя, отчество агента). Спросите, не изменились ли реквизиты для погашения задолженности. Это успокоит коллектора и докажет серьёзность Ваших намерений.
  • Включайте запись разговора и сообщайте об этом оппоненту – тогда Ваши переговоры будут проходить в уважительной форме.
  • Отвечайте сдержанно, спокойно, вежливо. Если почувствуете провокацию на взрыв эмоций, услышите грубость и оскорбления – можете положить трубку.
  • Не сообщайте никакой дополнительной информации о себе и своих близких. Не говорите о предполагаемых способах погашения задолженности, источниках появления денег. Просто выслушайте информацию и скажите, что решаете этот вопрос.
  • Откажитесь от ночных переговоров (с 23 до 7 часов). Однажды сняв трубку, звонки будут раздаваться систематически. Лучше отключите на ночь телефон или поставьте на беззвучный режим.

Подробные рекомендации, как общаться с коллекторами по телефону см. здесь.


Рекомендации по переписке

  • Информацию пересылайте заказным письмом с уведомлением о вручении. Такие письма являются доказательством серьёзных намерений по урегулированию конфликта.
  • Письма должны быть грамотно оформлены с юридической точки зрения. Следует воспользоваться услугами кредитного адвоката.
  • Все письма, квитанции, извещения, смс сохраняйте как доказательства на случай обращения в суд.
Денег нет(


Что следует помнить при личной беседе с коллектором?

  • Личная встреча может состояться только при согласии заёмщика и на предложенной им территории (не обязательно в его квартире).
  • Обязательно посмотрите предъявленные агентом документы: удостоверение, паспорт, договор о сотрудничестве с банком.
  • Если коллектор пришёл в Ваш дом без приглашения, не следует открывать дверь. Закон на Вашей стороне – он охраняет неприкосновенность жилища и личности. При нарушении закона коллектор несёт гражданскую и уголовную ответственность.
  • При беседе на Вашей территории позаботьтесь о присутствии третьего лица, который может записать происходящее на видео или на диктофон.


Советы юриста


  • Общение начинается тогда, когда Вы убедились (через предъявленные документы), что перед Вами представители конкретной организации, имеющей законное право на получение выплат по кредиту.
  • Фиксируйте полные данные сотрудников, с которыми общались; собирайте все доказательства хамского поведения и угроз, исходящих от них (записи разговоров, видео, свидетели).
  • Пишите официальные жалобы на противоправные действия по отношению к Вам в надзорные и правоохранительные органы.
  • Сотрудники банка и коллекторных фирм не имеют права проникать в помещение должника, изымать или арестовывать имущества. Это возможно только для должностных лиц при наличии судебного акта и соответствующего исполнительного документа.
  • Не бойтесь обращаться в суд – это выгодно Вам и невыгодно коллекторным компаниям.
А Вам приходилось общаться с коллекторами когда-либо?
Комментариев к материалу: 0
^