Базовые функции общения

Функции общенияФункции общения

Вам встречался хотя бы один человек, который мог бы обойтись без общения с другими? Правильно, таких людей или почти нет, или нет вообще, а все потому, что именно общение отвечает за возможность реализации своих способностей. Так общение является важной частью жизни каждого из нас, но при этом мы смехотворно мало знаем о его функциях и механизмах. Такие пробелы нужно срочно заполнять, и мы готовы вам в этом помочь.


Ученые, занимающиеся проблемами общения, согласны в том, что можно выделить три функции общения:
  • Информационно-коммуникативная.
  • Регулятивно-коммуникативная.
  • Эффективно-коммуникативная.


Функция общения №1: Информативно-коммуникативная


Она отвечает за процессы формирования, приема и передачи информации. В целом можно сказать, что общение заключается в обмене информацией между собеседниками. Здесь, конечно, существует своя специфика. Так, в процессе обмена какой-либо информацией, кто-то обязательно является пассивным субъектом (слушателем), а кто-то активным (рассказчиком). Кроме того, обмен информацией имеет ввиду взаимодействие мыслей, чувств и поведения собеседников. Иначе диалога просто не получится.

Функция общения №2: Регулятивно-коммуникативная


Данная функция касается напрямую организации совместной деятельности людей. В результате этого человек получает возможность воздействия на цели, мотивы, программы, принятие решений и на другие действия своего собеседника.

Функция общения №3: Эффективно-коммуникативная


Она заключается в восприятии и понимании человека, с которым происходит общение. Эта функция крепко связана с эмоциональной сферой человека, ведь именно общение явно доминирует в ней. Эмоции и чувства проявляются именно в процессе коммуникации, что в дальнейшем либо способствует сближению людей, либо подталкивает их к сохранению, а то и к увеличению, дистанции.

Несомненно, в нашем обществе роль общения не только не становится менее заметной, но и усиливает свое влияние. Сейчас уже ясно, что общения является сложным и многогранным процессом, который ведет к установлению связей между людьми. Именно установление связи дает возможность реализации совместной деятельности, которая позволяет достигать значительных успехов.

Однако стоит помнить, что любое сближение имеет свои определенные границы, через которые не рекомендуется переступать. Ведь даже самые близкие люди все равно представляют собой отдельные личности со своими мыслями и устремлениями.

Именно из-за этого любые контакты одного человека с другим нередко сталкиваются с трудностями, причем это касается и общения всего двух людей, и больших групп. Но весь секрет в том, что все эти проблемы решить можно исключительно в процессе общения.

Какие еще бывают функции общения?


Мы выделили три базовые функции, но многие эксперты отмечают, что это несколько упрощенный вариант и на деле функций гораздо больше, а характеристика их более детальна:
  • Контактная. Установление того, насколько люди готовы к передаче и восприятию информации.
  • Побудительная. Побуждение собеседника к общению.
  • Координационная. Вступает в силу в том случае, если необходимо согласовать определенные действия.
  • Эмотивная. Намеренное возбуждение у партнера неких эмоций.
  • Воздействующая. Изменения под влиянием собеседника личных установок и мнений.

Заключение


Это, конечно, еще далеко не все функции общения, которые могут иметь место, однако именно они чаще всего играют основную роль в ежедневных коммуникациях. Знание этих особенностей общения позволяет сделать его более продуктивным, и ведет к пониманию того, что ежедневно происходит между вами и окружающими вас людьми, позволяя также разоблачить всевозможные манипуляции.
Оригинал: https://psymod.ru/psikhologiya-obshcheniya/36-bazovye-funkcii-obscheniya.html