Психология селфи

После того, как в 2005 году президент США Джордж Буш провел совместную пресс-конференцию с президентом Мексики Висенте Фокс, были некоторые предположения, что американский лидер стоял на скрытом стуле, чтобы заставить себя выглядеть выше. На фотографиях на подиумах оба человека кажутся одинакового роста. Но если обратить внимание на другие фотографии, то стоящие рядом друг с другом Фокс и Буш разного роста – президент Мексики оказался выше Джорджа Буша.

У Буша рост не маленький, составляет 183 сантиметра, но Висент Фокс все же выше – 195 сантиметров. Тем не менее, все признали Буша лидером свободного мира. Казалось бы, зачем ему волноваться из-за того, что Фокс был выше? Причины носят первичный характер.
Психология селфи
Психология селфи
"Я не фанат селфи, я не ношу с собой телефон.
Я не люблю фотографировать и снимать себя, считаю, фотографирование себя высшей формой нарциссизма.
Джонатан Риз Мейерс
"

Пример из животного мира

В естественной природе животные используют свои размеры, чтобы показать и выразить господство над другими особями. Это один из способов влияния среди них. Вы даже можете заметить это в поведении вашего домашнего любимца. Например, большая собака может бежать и скалиться на соседскую кошку, чтобы запугать ее и показать свое превосходство. Но стоит хозяину вернуться с работы домой, она кланяется перед ним, подчиняясь своему вожаку.

Как и другие животные, люди также приравнивают и ассоциируют размер с доминированием и подчинением. Священник стоит перед коленопреклоненными прихожанами. Оратор становится на возвышение перед сидящей аудиторией. И царь сидит на своем приподнятом троне перед его поверженными подданными. Это все древние обычаи, но есть и современная модель поведения, в которой люди пытаются управлять чужим подсознанием и создавать ложное мнение о себе только лишь от того, что они больше, выше, сильнее — это делается с помощью селфи!

Если вы держите камеру прямо, то думаете, что она в точности отражает то, как вы выглядите в данный момент времени. Но что, если вы держите камеру выше или ниже уровня лица? Когда камера смотрит на вас сверху, черты лица изменяются, лицо и глаза становятся более крупными, поэтому создается иллюзия того, что вы меньше и моложе. А вот если вы фотографируете себя снизу, то подчеркиваете свой подбородок и скулы, заставляя себя выглядеть выше и доминировать.

Исследование психологов о селфи

Известный психолог штата Флориды Анастасия Маханова и ее коллеги протестировали гипотезу о том, что люди меняют угол съемки камеры, когда фотографируют себя. Это делается для того, чтобы произвести впечатление о себе. Обоснование этой идеи исходит из эволюционной теории.

В мире взаимоотношений между Бобом и Кэрол и Тедом и Алисы играют роль два процесса: интерсексуальное (интер-между) влечение и интрасексуальная (интра-внутри) конкуренция. Интерсексуальную привлекательность в природе используют для того, чтобы вызвать влечение и интерес к своей персоне со стороны противоположного пола.

Боб приносит Кэрол очень большой кусок мяса с охоты, чтобы показать, что он хороший добытчик. Тем временем Тед показывает свое интеллектуальное превосходство, принося Алисе шкуру животного, чтобы она не замерзла в холодную ночь. Аналогично, Кэрол и Алиса выставляют напоказ свою молодостью и готовность производить потомство, чтобы привлечь внимание Боба и Теда.

В то же время Боб и Тед находятся в интрасексуальном соревновании друг с другом, поскольку они соперничают за внимание своих женщин, ведь логично, что более сильный самец, скорее всего, привлечет более сексуальную самку. Вот и в нашем мире женщин безусловно всегда привлекают мужчины, которые превосходят других мужчин. Но также наивные барышни ожидают, что эти самые альфа-самцы будут поддерживать их, когда вступят с ними в брак. Кроме того, женщины больше полагаются на социальное влияние и превосходство, чем на размер или силу в физический плане.

Таким образом, Маханова и ее коллеги утверждают, что люди в зависимости от их предполагаемой аудитории будут менять свою внешность и преподносить себя с наиболее выигрышной стороны. В одном исследовании они рассмотрели селфи, опубликованные мужчинами и женщинами на сайтах знакомств и в профиле рабочих сетей. Психологи выяснили, что на площадке интернет-знакомств фотографии и описания личных профилей людей размещались с перспективой интрасексуального привлечения, а сайты проф сетей – с целью итрасексуальной конкуренции.

В частности, они сделали следующие прогнозы:
  • Мужчины будут брать ракурс для фото снизу, когда их аудитория - другие люди (чтобы показать превосходство и доминантность).
  • Мужчины будут брать ракурс прямо, то есть на себя самих, когда их аудитория - женщины (чтобы продемонстрировать себя).
  • Женщины выбирают ракурс сверху, когда их аудитория - мужчина (чтобы показаться с лучшей стороны).
  • Женщины наводят камеру на себя самих, когда их аудитория - другие женщины (чтобы продемонстрировать себя и свои достоинства относительно других женщин).

Маханова и коллеги в ходе своего эксперимента над животными получили такие же результаты. Но это исследование носило всего лишь наблюдательный характер, и исследователи задавались вопросом, могут ли они воспроизвести такое поведение в ходе эксперимента среди людей.

Действия людей

Для этого они подошли к студентам в университетском городке, дали им в руки камеру и попросили их сделать пару селфи. Только вот на вопросы, для чего это было сделано, всем дали разные ответы. Половине участников сказали, что их фотография будет просматриваться представителями того же пола, а другую половину уверили, что эти фотографии будут показаны только членам противоположного пола. Результаты этого шуточного эксперимента оказались вполне ожидаемыми.

Таким образом, люди действительно манипулируют своими оппонентами на подсознательном уровне. И делают это всего лишь выбрав правильный угол. Но действительно ли ракурс так влияет на восприятие? Чтобы исследовать этот вопрос, группа психологов во главе с Махановой сделали серии фотографий мужчин и женщин. Каждого участника эксперимента запечатлели с трех углов камеры - сверху, прямо и снизу.

Другой набор участников просмотрел эти фотографии и оценил их по ряду характеристик, связанных с доминированием и привлекательностью. Они также оценили и другие физические характеристики человека на каждой фотографии. Как и было ожидаемо, мужчины воспринимались более влиятельными и оценивались как более доминирующие и привлекательные, когда угол камеры был нацелен снизу вверх. И наоборот, женщины воспринимались моложе и оценивались более стеснительными и привлекательными при расположении камеры сверху.

Эти результаты доказали и наглядно показали, что люди действительно манипулируют не только своими природными данными, но и пускают в ход не совсем честные приемы, вводя в заблуждение других участников взаимоотношений. А те в свою очередь оказываются под влиянием попыток управления. Так к чему же весь этот посыл?

Вот совет для мужчин: если вы пытаетесь произвести впечатление на других мужчин в профессиональном контексте, выбирайте ракурс для селфи снизу. Это будет придавать вам больше влиятельности. Но если вы пытаетесь произвести впечатление на женщин в романтическом плане, возьмите ракурс чуть выше, это несомненно сыграет вам хорошую службу.


И вот же совет для женщин: если вы пытаетесь произвести впечатление на других женщин в профессиональном плане, ракурс селфи должен быть выбран с верхней точки. Это продемонстрирует ваш социальный интеллект и превосходство. Но если вы пытаетесь привлечь мужчин в сексуальном контексте, ваш ракурс однозначно снизу. Это заставит вас выглядеть моложе и привлекательнее.




Заключение

Несмотря на наши современные убеждения о гендерном равенстве, динамику интерсексуального влечения и интрасексуальной конкуренции все же можно проследить. А значимость этих явлений глубоко укоренилась внутри нашего сознания.

Однако это не означает, что мы бессильные пешки нашего эволюционного прошлого. Скорее, это означает, что, если мы понимаем, как работает эта схема, мы в силах управлять друг другом и действовать в своих интересах.
Оригинал: https://psymod.ru/tipy-lyudey/2610-psihologija-selfi.html