Структура социального общения и ее стороны

Особенности социального общения

Технологии развиваются, теперь не проблема отыскать человека на другом конце света.
Все больше времени мы общаемся в Интернете, якобы налаживаем контакты.
Но само общение превращается в иллюзию. Вот что опасно.
Джеймс МакЭвой
Все мы ежедневно общаемся с другими людьми. Иногда это общение приятно, а иногда и не очень. Но, тем не менее мы, в большинстве своём, считаем, что знаем об этом процесс все, что только можно. Но вот что мы знаем о структуре общения как таковой? Крайне мало, а ведь без этих знаний никак не обойтись, если мы хотим сделать каждый акт коммуникации с другими людьми чётким и успешным.

Три стороны общения

Любое общение происходит ради обмена информацией, обогащения знаниями, получения новых сведений и мнений. Но весь этот процесс имеет определённую структуру, разобраться в которой не так уж сложно.

Коммуникативная сторона общения

Коммуникативное общение сближает людейНачнём с того, что в любом общении есть коммуникативная сторона, включающая в себя:

  • Субъект общения. В его роли выступает тот человек, который начал общение и старается донести до своего собеседника какую-то информацию. Объект общения. Его обязанности на себя берет тот, кто воспринимает информацию, которая исходит от другого человека. Предмет общения. Тут все просто – это та самая информация, которая передаётся от одного человека к другому и обсуждается ними. Мотивы общения. Это, собственно, то, ради чего общение и затевалось. Они могут быть разными. Возможно, общение происходит ради решения делового вопроса, а может просто из любопытства и так далее. Задачи общения. Это та цель, которой собеседники хотят достичь в процессе разговора. Например, один из собеседников хочет вынести благодарность другому, попросить его о чем-то или передать важную информацию. Средства общения. Это те операции и действия, которые помогают провести коммуникацию. В этом случае в дело идёт все: смысл и построение фраз; темп речи, высота и тональность голоса; смех и паузы. Но не стоит забывать и о невербальной стороне - прикосновения, мимика и жесты также являются средствами общения и могут много чего сказать о человеке. Продукт общения. Это те знания и эмоции, которые мы можем получить после разговора с другими людьми.

    Кроме того не забывайте о том, что во время общения проходит не одна лишь передача информации, но и её развитие, а также уточнение, причём не последнюю роль играет отношение собеседников друг к другу. Более того, общению могут помешать различные психологические и социальные барьеры.

    У всех есть недостатки — у кого больше, у кого меньше. Вот почему и дружба, и помощь, и общение были бы невозможны, если бы не существовало между нами взаимной терпимости.
    Франческо Гвиччардини

    Интерактивная сторона общения

    Интерактив ускоряет взаимодействиеВторой стороной общения является интерактивная. Она находит своё проявление во взаимодействии людей. Главными целями такого взаимодействия является удовлетворение своих потребностей и интересов, осуществление целей и планов. Типы взаимодействий также могут кардинальным образом отличаться друг от друга, они бывают:

    • Положительными, направленными, в первую очередь, на организацию общих действий. Отрицательными, которые разрушают общую деятельность или создают для неё барьеры.

      Такие типы взаимодействия возникают не просто так – существуют определённые факторы, которые оказывают на них непосредственное влияние. Среди них то, насколько едины собеседники в попытках и способах решения проблемы, насколько они понимают свои права и обязанности, а также то, каким именно путём они хотят решить проблему.

      Перцептивная сторона общения

      Общаемся перцептивно!Наконец, существует также социально-перцептивная сторона общения, выражающаяся в процессе восприятия, изучения и оценки собеседниками друг друга. В общении человек берет на себя сразу две роли – и того, кто воспринимает, и того, кого воспринимают. Конечно же, есть определённый набор факторов, которые могут повлиять на это сторону общения. Среди них:

      • Особенности субъекта. Сюда входят половые различия, возраст, темперамент, уровень социального интеллекта, состояние психики и здоровья в целом, установки и ценностные ориентиры. Особенности объекта. Здесь большую роль играет внешний вид человека – его телосложение, цвет кожи, позы, мимика и телодвижения. Не менее важна и социальная роль этого человека в обществе и то, как именно он говорит и выражает свои мысли. Также своё влияние оказывают отношения между собеседниками и ситуация, в которой происходит общение.

        Выводы

        Вы вполне могли догадываться обо всех этих нюансах и даже бессознательно использовать их во время разговора. Попробуйте обратить внимание на все эти данные при любом взаимодействии с другими людьми – вам непременно удастся вычислить каждый из компонентов приведённой структуры.

        Попробуйте – знание особенностей такого важного для каждого человека процесса и умение их использовать может оказаться не только интересным, но и полезным!

Оригинал: https://psymod.ru/psikhologiya-obshcheniya/social/281-socialnye-storony-obscheniya.html