Речь как средство коммуникации |
Лингвисты и психологи, изучающие вопросы коммуникации, пришли к выводу о том, что для обмена информацией люди используют различные системы знаков, одной из которых является язык. Речь представляет собой конкретную реализацию абстрактных языковых средств. Передача сообщения от адресанта к адресату может происходить с помощью вербальных или невербальных приемов общения.
- В процессе словесной коммуникации люди используют систему языковых знаков или передают информацию с помощью жестов, мимики, телодвижений и др. В данном случае в процессе коммуникации задействованы ресурсы другой системы знаков – невербальной.
Речь – эффективный способ передачи информации Сравнив вербальные и невербальные формы коммуникации, лингвисты и психологи пришли к выводу о том, что речь является универсальным средством общения. Именно с помощью речевой коммуникации можно донести до собеседника информацию с наименьшими искажениями. Механизм общения Во время дружеского разговора или деловой беседы между людьми происходит обмен сведениями, данными, мыслями, чувствами и др. Но это лишь внешние проявления вербальной коммуникации. В сознании участников общения происходят более сложные процессы: кодирование и декодирование данных. Две стороны Любые формы общения предполагают наличие двух сторон: говорящего (коммуникатора, адресанта) и слушающего (реципиента, адресата), которые в процессе коммуникации могут меняться местами. Коммуникатор продумывает то, что он хотел сказать, а затем «кодирует» сообщение, иными словами: воплощает свой замысел с помощью средств языковой системы. Реципиент понимает, о чем идет речь, декодируя полученную информацию. Понимание Общение можно считать успешным, если в результате обмена мнениями было достигнуто взаимопонимание сторон. Чтобы полностью убедиться в этом, говорящий и слушающий должны поменяться ролями. В таком случае адресат получает возможность высказаться, а адресант может убедиться, была ли достигнута основная цель коммуникации. Именно поэтому диалог (полилог) считается более продуктивной формой общения, чем монолог. Схема общения Лингвисты, психологи и представители других наук, для которых процесс коммуникации является основным объектом исследований, разработали несколько моделей обмена информацией. Общепринятая схема выглядит следующим образом: • Коммуникатор (тот, кто осуществляет передачу информации) • Сообщение (высказывание говорящего) • Способ (в какой форме проходит общение - устная, письменная и т.д.) • Аудитория (кому именно адресовано сообщение) • Результат (является ли коммуникация эффективной, были ли достигнуты цели) В зависимости от того, какую задачу ставит перед собой коммуникатор в начале речевого общения, он может выбрать одну из трех позиций: • Открытую (говорящий является убежденным сторонником того, о чем идет речь) • Отстраненную (сухое изложение фактов, нейтральная позиция адресанта) • Закрытую (коммуникатор не афиширует свою точку зрения) Поведение и другие особенности аудитории также попали в поле изучения научных деятелей. Была установлена закономерность: публика гораздо лучше воспринимает фактически обоснованную информацию, чем сообщения, сделанные в ультимативной форме. От того, насколько правильно с точки зрения логики построения и других аспектов был выбран текст сообщения, напрямую зависит эффективность процесса коммуникации.
|