Модели поведения при межличностном общении |
Конечно же, идеальным будет благожелательное, лишенное любых споров и конфликтов взаимодействие, но на деле это не всегда реально. Литературы, в которой рассказывается о способах урегулирования конфликтов, довольно много, но ведь на самом деле можно вполне успешно избежать любых неприятных ситуаций. Для этого достаточно просто изучить основные модели общения и понять, в какие моменты стоит их использовать. Модель №1 – Приспособление Главной задачей человека, выбравшего подобную модель поведения, является установление спокойствия и стабильности даже ценой признания своего поведения ошибочным. Эта модель идеальна в ситуациях, когда предмет разговора для вас не так уж важен, и вы сможет признать свою неправоту, тогда как ваш оппонент, ввиду своей позиции, на это не настроен. Также она подойдет в том случае, если для вас в приоритете сохранение хороших отношений, нежели своя собственная правота, или тогда, когда вы понимаете, что итог вашей беседы крайне важен для собеседника. Модель №2 – Компромисс Если и вы, и ваш собеседник общаетесь на равных, а при решении каких-либо вопросов у вас одинаковое количество аргументов в свою пользу. Избирая такую модель поведения, вы стремитесь решить даже самые сложные проблемы, пусть это решение и будет временным. Помните о том, что именно компромисс поможет вам сохранить отношения и вернуться к интересующей вас теме позже. Также данная модель актуальна в том случае, если вы понимаете, что можете еще не раз сменить свое мнение, а потому оно не имеет для вас приоритетного значения. Модель №3 – Сотрудничество Если у вас есть потребность в принятии общего решения, а все мнения относительно проблемы важны, то эта модель станет действительно идеальным вариантом. Такое поведение подразумевает не просто выслушивание мнения собеседника, но и интеграцию их в собственные представления, что в итоге позволит получить гораздо больший объем информации. Также сотрудничество необходимо для того, чтобы в полной мере ощутить сплоченность коллектива. Конечно, эта модель особенно пойдет вам в том случае, если для обсуждения ситуации имеется достаточное количество времени, на протяжении которого вы и сможете поработать над принятием решения. Модель №4 – Игнорирование К такой модели люди обращаются в том случае, если между ними возникли какие-либо разногласия, но они не так уж серьезны. Игнорирование является идеальным вариантом и в том случае, если для адекватной оценки обстоятельств необходимо время, за которое вполне можно изучить все нюансы возникшей ситуации. Можно применять ее и тогда, когда предмет разговора отвлекает вас от основного дела, или же когда вы не обладаете должными полномочиями для разрешения проблемы. Модель №5 – Соперничество Подходящая модель для ситуаций, в которых необходимо действовать быстро и решительно. Особенно актуальна в том случае, когда нужно разрешить какую-либо серьезную проблему. Эта модель подходит также тогда, когда результат очень важен для вас, а вы, в свою очередь, обладаете достаточным авторитетом для принятия того решения, которое считает оптимальным. Кроме того, такой способ взаимодействия хорош в тех случаях, когда у вас нет другого выбора и когда уже нечего терять. Это самые основные модели поведения, которые люди, пусть даже и неосознанно, используют в повседневной жизни. Не стоит придерживаться один раз избранной линии – она будет актуальна далеко не для каждой проблемы. Чтобы не получить в итоге негативные последствия, лучше примерять на себя разные модели, и тогда вы сможете с честью выйти из любой ситуации. |