Правила и нормы межличностного общения

Общие принципы построения межличностного общения

Есть три ошибки в общении людей:
Первая — это желание говорить прежде, чем нужно;
Вторая — застенчивость, не говорить когда это нужно;
Третья — говорить, не наблюдая за вашим слушателем.
Конфуций.

В жизни каждого человека социальные контакты с другими людьми играют очень важную роль. Общаясь, мы непроизвольно вырабатываем свою индивидуальную линию поведения и оказываем определенное воздействие на окружающих.

Многие замечали, что у одних людей получается быстрее находить общий язык с окружающими, а у других – нет. Секрет успеха очень прост – важно знать основные принципы, использование которых делает процесс обмена информацией более успешным и продуктивным.

Правила межличностного общения

  • Если хотите произвести приятное впечатление на собеседника, приведите в порядок свой внешний вид.

    Следите за одеждой, прической, манерой говорить, походкой, помните, что непроизвольно наблюдая за вами, собеседник составляет свое собственное мнение. Во время разговора постарайтесь контролировать свою мимику, выражение лица. Если вы будете слишком явно выражать свои эмоции (как положительные, так и отрицательные), это может стать преградой для построения конструктивного диалога.

    • Помните, что для того, чтобы сформировалось первое впечатление о собеседнике достаточно нескольких минут разговора: именно в этот период работа всех органов чувств направлена на то, чтобы как можно лучше узнать человека.

      Всего через 4 минуты после начала общения собеседники уже готовы сделать предварительное заключение о том, стоит ли продолжать вести беседу. Если хотите добиться успехов, завоевать доверие оппонента, то с самого начала постарайтесь следить за своим тоном, жестами, мимикой.

      • В начале диалога лучше всего поговорить на нейтральные темы.

        В процессе коммуникации психологи рекомендуют проявлять тактичность, вежливость и доброжелательность. Наиболее проверенный и простой способ расположить к себе собеседника – это искренняя и открытая улыбка.

        Слушаем собеседника

        • Чтобы стать хорошим собеседником, научитесь слушать других участников диалога.

          Во время разговора постарайтесь сконцентрироваться и не отвлекаться на обдумывание вопросов, которые вы бы хотели задать оппоненту. Постарайтесь успокоиться – излишняя эмоциональность мешает восприятию информации. После того, как собеседник закончит свою речь, обязательно продемонстрируйте, что вы его услышали и поняли (с этой целью можно кратко передать сказанное оппонентом своими словами).

          • Психологи рекомендуют применять на практике метод утвердительных ответов.

            Суть его очень проста: не стоит в самом начале разговора упоминать те темы, обсуждая которые участники диалога не смогут прийти к согласию. Избегая острых углов, вы добьетесь лучших результатов. Начните беседу с тех вопросов, на который ваш визави точно ответит утвердительно.

            Не критикуй, и не критикуем будешь!

            • Если хотите произвести хорошее впечатление на окружающих, воздержитесь от критики, оценки в адрес своих собеседников.

              Также не стоит постоянно рассказывать о своих проблемах – это очень быстро наскучит другим участникам диалога.

              • Старайтесь избегать споров и конфликтных ситуаций, особенно, если беседа проходит не с глазу на глаз.

                При любых обстоятельствах старайтесь спокойно выслушать собеседника, только так вы сможете найти выход из непростой ситуации. Если ваш оппонент втягивает вас в ненужный спор, постарайтесь сохранять спокойствие, не поддавайтесь на провокации. В данном случае лучше всего попытаться выяснить: какую цель ставит перед собой собеседник.

                • Если хотите, чтобы с вашим мнением считались, уважайте точку зрения другого человека. Помните, что проявление раздражительности, бестактное поведение может стать непреодолимым препятствием для установки контакта между собеседниками.
Оригинал: https://psymod.ru/psikhologiya-obshcheniya/lichnost/106-obschie-principy-postroeniya-mezhlichnostnogo-obscheniya.html